Евгения Василенко
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Это и подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в группах для маленьких детей в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, включая укладывание на сон.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В группе двадцать пять ребятишек в возрасте 2-3 лет. Результаты диагностики оказались неутешительными. Стандартным показателем развития речи в данном возрасте соответствовали пятнадцать детей, лишь у трех детей показатель превышал установленный стандарт. У остальных наблюдалась явная задержка речевого развития на 1-2 эпикризных срока. Двое вообще не говорили.
Например, речь Маши (2 г.) соответствовала возрасту 2г 6 м., а речь Данилы (2г 5 м) – возрасту 1,5 лет. Выяснив такие факты, я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей раннего возраста в системе работы по ознакомлению их с окружающим миром и развитию речи.
Задачи:
- Изучение литературы и передовых образовательных технологий по данной проблеме.
- Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
- Поиск и апробация методов и приемов работы с детьми.
Для изучения мною была отобрана следующая литература:
- Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М. : Мозаика-Синтез, 1999.
- Гербова В. В. «Развитие речи детей в младшей возрастной группе (2-4 года). «Ребенок в детском саду» №5, 2001.
- Волосова Е. Б. «Развитие ребенка раннего возраста». М. : Линка-Пресс, 1999.
- Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет». Ярославль, Академия развития, 1996.
- Павлова Л. Н. «Раннее детство : развитие речи и мышление». М. : Мозаика-Синтез, 2000.
- Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». М. : Владос, 2001.
- Ануфриева А., Митюнкова О. «Игры и занятия для малышей». Волго-Вятское книжное издательство, 1966.
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду (чтение художественных текстов, пение небольших песенок, игры с текстами и др., использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющие основу речевых занятий.
Для достижения хороших результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим миром, я постаралась создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого использовала совместные с детьми игры, рассматривание вместе с ними книг, ежедневное чтение сказок и потешек, общение маленьких со старшими.
Очень хорошо воспринимаются детьми совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»).
В игре «Ладушки» я использую имена всех детей : «…маслом поливала, детушкам давала: Саше два, Даше два, Роме два», при этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Разрабатывая занятия, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нем не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по восприятию художественной литературы читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующий день они сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют их память и речевую активность. Каждое занятие я делаю игровым, максимально приблизив тему к знакомой ребенку обстановке. Например, на занятии по теме «У кого какая мама» (по пособию Л. Н. Павловой) я предлагаю малышам построить детский сад для маленьких животных. Поем песенку «Строим дом». Мамы-животные (коза, кошка и пр.) приводят в детский сад своих детенышей, а затем, после выполнения нескольких заданий, забирают их домой. На таком занятии ребята не только учатся узнавать и называть детенышей животных, но и еще раз убеждаются в том, что всех детей мамы вечером заберут домой. Это создает им дополнительно психологический комфорт.
Очень эффективен прием использования художественного слова во время проведения режимных моментов. Наконец, можно разнообразить уже заученные наизусть потешки типа «Водичка, водичка…». Конечно дети не сразу воспринимают стихотворный текст. Когда вместо привычного «Раздевайся и ложись», им говорят:
Дедушка – Вредушка, к нам не заходи!
Дедушка – Вредушка, дом наш обойди.
Нет у нас капризных деток – нет, нет, нет.
Видишь, спать ложимся?
Видишь, выключаем свет!
Сначала дети бывают удивлены, но потом охотно проговаривают веселое стихотворение и выполняют указанные в нем действия.
Большое внимание я уделяю развитию у ребят сенсорных способностей. На мой взгляд, сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствования мышления и других психических процессов. В нашей группе оборудован уголок сенсорики. Родители нам помогли приобрести мозаику, разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания.
На всех занятиях я стремлюсь использовать и художественное слово, и наблюдения, и подвижные игры для формирования у детей представления о сенсорных эталонах. Особое место в моей работе занимают игры с дидактической куклой. Мы, с помощью родителей, купили большую куклу и собрали все необходимое оборудование. Наша кукла участвует в занятиях, во всех детских утренниках. Мы водим ее в магазин, катаем на различных видах транспорта, к ее домику приходят разные животные. Очень эффективно присутствие куклы во время одевания детей, умывания или приема пищи.
Уже сейчас, через 6 месяцев после начала учебного года, могу отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договариваться об использовании игрушек, развертывают небольшие пока сюжеты. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно, малыши с удовольствием угощают меня чаем или лечат. К тому же, я стараюсь перевести в совместную игру все занятия, которые проводятся в помещении групповой комнаты. Совсем не говорящих детей теперь у нас нет, все дети разговаривают, они много общаются, хотя, конечно, о качестве речи пока говорить рано. Родители отмечают, что у большинства ребятишек появился интерес к чтению книжек, некоторые пытаются исполнять дома песенки и потешки. Дети с радостью идут в группу и всегда внимание родителей направлено на то, что сделано детьми на занятиях.