Светлана Сорокина
Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской
деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой
связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из
актуальных проблем.
21 век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть
Публикация «Доклад „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
все для их развития компьютеры, телевизоры, телефоны, но почему-то все
больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Возможно, недостатки в развитие речи детей результат экологии,
вредных привычек родителей, педагогическая запущенность, однако опыт
работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им
просто не хватает времени полноценно общаться с детьми. А ведь одно из
условий формирования речи ребенка – постоянное общение со взрослыми.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной, четкой и красивой речи. Работу по развитию речи у детей раннего
возраста мы начали с января 2016 года. Цель нашей работы заключается в
том, чтобы ребенок заговорил как можно раньше. В начале работы мы
определили ряд задач, которые должны были решить, чтобы достичь цели.
Задачи:
- формировать способность подражать звукосочетаниям и словам;
- развивать слуховое восприятие, укреплять органы артикуляционного
аппарата;
- добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала
полноценным средством общения детей друг с другом.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что развивать
речь ребенка, нужен комплексный подход. Свою работу мы выстроили в двух
направлениях. Первое направление – это развитие мелкой моторики.
Известно, что формирование «речевых» зон коры головного мозга напрямую
зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами,
развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие
малыша.
С целью развития мелкой моторики рук, как одного из важнейших
факторов речевого развития, в нашей группе созданы следующие условия.
Мы играем с прищепками. Такие игры относятся к модульной
гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами. С помощью этой
гимнастики укрепляется кисть и два пальца руки, которые в последующем
будут активно задействованы в письме.
Следующее пособие – бизиборд.
Это развивающая доска, которая содержит различные кнопочки, щеколды, замочки, крючки и прочие предметы. С помощью этих предметов малыш познает суть вещей. Чем
больше различных элементов на доске, тем более интересна она малышу.
Кроме развития мелкой моторики он хорош для улучшения координации.
Для детей раннего возраста тяжело с первого раза попасть ключиком в замок,
повернуть ручку. С помощью бизиборда он учится управлять своими руками.
В своей работе, наверное, как и каждый из вас, используем
пальчиковые игры. Пальчиковые игры способствуют радостному настроению
ребенка, что в свою очередь ведет к его всестороннему развитию.
Малыши прислушиваются и стараются понять, что говорит взрослый.
Легкая форма стихотворений, сопровождающих пальчиковые игры,
облегчает их восприятие и запоминание. При массаже ладошек и выполнении
различных движений руками активизируются речевые центры мозга – это
доказанный факт, а также это помогает освоить хватательные движения для
манипуляции с предметами. И вообще – это замечательный способ
сблизиться с малышом.
По второму направлению с целью развития артикуляционного аппарата
ежедневно согласно плану проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного
звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки,
его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать
необходимое положение. Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха
некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно.
Необходимым условием является проведение артикуляционной
гимнастики ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Делать
ее нужно 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале до 5-7 минут в дальнейшем.
Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие. Из
выполняемых 2-3 упражнений новым может только одно, 2-е и 3-е даются
для повторения и закрепления. Упражнения выполняются в медленном
темпе. Нежелательно выполнение артикуляционной гимнастики сразу после
еды.
Для эффективности организации данной работы в группе созданы
пособия для формирования правильного дыхания (варежки, чашечки, тучка,
ворота, бабочки и другие).
Для более интересного проведения артикуляционной гимнастики
создано пособие с комплексом упражнений.
На первом этапе проведения артикуляционных упражнений было
сложно по ряду причин:
- адаптация детей;- нежелание идти на контакт с воспитателем;
- трудности выполнения артикуляционных упражнений.
Однако, ежедневная работа в данном направлении и доброжелательное
отношение к детям дало свои результаты:
- дети стали эмоционально более устойчивыми;
- при выполнении упражнений возникла заинтересованность;
- появилось взаимопонимание между детьми и педагогом.
Развитием речи детей нужно заниматься с раннего возраста, так как
общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому ее
недостатки могут привести к плохой успеваемости в школе.