Наталия Жекова
Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать +Заказ
В нашем Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 14 муниципального образования «Город Донецк» 16.02. 2023г. было проведено общее родительское собрание, на котором педагог-психолог ДОУ сделала доклад на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема»
Доклад был интересен и информационен для родителей. Предлагаю его вашему вниманию.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи является самым важным процессом в развитии ребенка дошкольника. Так как развитие речи тесно связана с развитием интеллекта. Если происходит задержка речевого развития, то обычно наблюдается задержка и в интеллектуальном развитии, поэтому так важно развивать речь детей своевременно и полноценно. Своевременное и правильное овладение ребенка речью является важнейшим условием полноценного психического развития дошкольника.
Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит развитие в полной мере в соответствии с возрастными нормами.
Овладение речью — один из самых сложных и таинственных процессов в детской психологии и педагогике. Остается тайной, как маленький ребенок, который еще не владеет интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает такой сложной знаковой системой, как язык.
Именно период с года до 3-х лет является самым сенситивным периодом в речевом развитии, так как в это время интенсивно развиваются участки мозга, отвечающие за речь и формируются все его основные функции.
Если в первые три года развитию речи ребенка не было уделено должного внимания и до пяти лет речь ребенка не развилась, то в дальнейшем ее развитие будет происходить очень и очень сложно. Специалистам психологам, педагогам, логопеду потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Это связано с тем, что к трем годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга,
Что же такое соответствие возрастной норме? Каковы же эти возрастные нормы?
В 1 год малыш должен знать и произносить около 10-15 простых слов;
В полтора – два года объем словаря должен состоять уже 50-100 слов, Ребенок должен четко понимать речь взрослого, выполнять поручения, с легкостью указывать на называемые предметы. Объединять по 2-4 слова в логические словосочетания и фразы.
В 2 – 2,5 года Должен называть словосочетания из двух-четырех слов, он должен задавать вопросы «что это?».
2,5 – 3, 5года. Ребенок должен активно говорить, рассказывать и объяснять, что он делает, где и как, разговаривать со своими игрушками.
В 3 года, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, уметь пересказать сказку, составлять связный рассказ, Его активный словарный запас должен состоять более чем из 300 слов, а пассивный включать 1500 и более слов.
- Малыш полностью выговаривает звуки и слова.
- Ребенок точно выражает свои мысли и желания.
- Полностью понимает то, о чем говорят окружающие.
К 5 годам ребенок должен уметь планировать, используя будущее время. Он должен учить и рассказывает стишки.
Говорить о задержке в речевом развитии можно говорить если :
В 1,5 года ребенок не может говорить даже простые слова;
2, 5 года: не может построить предложение, а использует лишь по 1-2 слова;
Если к 3 годам: Отсутствует фразовая речь. Речь невнятная, непонятная, наблюдается чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.
В 5 лет ребенок не может составить связный рассказ. О тяжелом нарушении речи можно говорить если ребенок либо совсем не говорит либо же его речь примитивная, на уровне 1-3 лет.
У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше речь перестает развиваться, задерживаясь на 2-3 летнем уровне