Прохорова Екатерина Николаевна
Развитие речи детей посредством полисенсорного ознакомления с природой
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Развитие речи детей посредством полисенсорного ознакомления с природой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Конечно, трудно переоценить роль общения в жизни человека.
Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение и т. д. Но, речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Поэтому очень актуально научить детей родному языку, свободному общению, умению не просто говорить, отвечая на вопросы, а строить связные высказывания.
Тогда встаёт вопрос, с чего начинать данное обучение.
Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром.
Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.
Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».
Именно природа, как богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Ребё нок рождается с готовыми органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Именно через эти природные анализаторы окружающий мир входит в его сознание.
В основе полисенсорного ознакомления с природой лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Ребенок вступает в контакт с объектом – видит его, может взять в руки, потрогать, ощупать…. Выполнить ряд действий с объектом, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.
Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Из выше сказанного следует, что в процессе ознакомления с природой, через все аналитические каналы, малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов формирования гармонично развитой личности и адаптации ее в постоянно меняющемся социуме.