Казарян Сирануш
Развитие речи через сенсорные игры и упражнения в младшей группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа «Лидер» г. ХимкиММО по развитии речи в младшей группеТема :«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения в младшей группе»
Мастер-класс
подготовила
Воспитатель МБОУ СОШ «Лидер» ДОО
Казарян Сирануш Ванеевна
Публикация «Развитие речи через сенсорные игры и упражнения в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
(первая квалификационная категория)
Актуальность
Работая с детьми младшего, среднего и старших возрастов на протяжении 15 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные - количество детей с нарушениями речи в ближайшие годы будут расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.
Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики- играет одну из главных ролей в речевом развитии дошкольников.
Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей младшего возраста.
Причины снижения уровня речевого развития
Сенсорика (от лат. sensus –«восприятие»)
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений,
другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки.
Нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие,
которое происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа).
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, ведь сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения:
зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Эти
игры имеют большое значение для развития речи детей (Для детей раннего возраста для мелкой моторики и координации можно использовать такие игры, как подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы и так далее.
Ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.
Задачи использования сенсорных игр, упражнений для развития речи детей
создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОО и дома.
Методы, формы, приемы работы, виды сенсорных игр в младшем дошкольном возрасте
сенсорные игры и упражнения;
сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, палатки и т. д.)
пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
пальчиковые игры и физкультминутки;
сенсорные дорожки, мешочки;
«умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями)
бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
закаливающие процедуры;
игры с песком, крупами;
музыкальные игры на инструментах, игры- звуковые подражания;
прохождение полос с препятствиями;
массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, массажные колечки, су джок терапия, грецкие орехи и др.)
досуги, праздники в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные мастер-классы ;
совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)
общее моторное отставание, снижение уровня развития кистевой моторики рук (это то, что раньше делали по необходимости, а сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы, бантики, крупы, вязание, и т. д.);
родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в результате дети меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Сами родители заняты и не общаются с детьми, не играют;
дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;
тревожность родителей, гипперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания делать что-то самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.
дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют, много отдыхают