Юлия Пачинская
Развитие речемыслительной деятельности дошкольников посредством использования интерактивного приема «Кубик Блума»
▼ Скачать
Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе.
Данная проблема находилась и находится в центре внимания мировых и отечественных исследований. Так этой проблемой занимались (учёные представленные на экране) Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Н. Корнев, Л. М. Козырева, Методов и приемов развития мышления, речи великое множество. Меня заинтересовал интерактивный прием «Кубик Блума».
Публикация «Развитие речемыслительной деятельности дошкольников посредством использования интерактивного приема „Кубик Блума“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Выпавшая грань кубика укажет : какого типа вопрос следует задать или какое задание выполнить. Boпpoc должен начинаться со слова, написанного на грани.
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.
- главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Например: - Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.
- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою версию концовки сказки.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»)
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Используя технику «Кубик Блума», я убедилась в том, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы.
Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания. Я заметили такую особенность: многие дети затрудняются отвечать на вопрос, поставленный педагогом. А вот если тот же вопрос или задание просит выполнить «веселый», яркий кубик, дети подробно, свободно, и, главное - самостоятельно, отвечают, рассказывают, делятся собственным опытом и мнением.
Причем, выполняют не только простые задания типа назови и объясни, но и более сложные, требующие от ребенка включить фантазию, воображение. То есть с помощью этой техники снимается психологическое напряжение, которое дети с речевыми нарушениями испытывают во время беседы, диалога, аргументированного спора.
Хочется еще раз напомнить, что новые технологии- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, етодам и приемам
работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использованииКубика Блума. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб сзаданием определенному ребенку, аможно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.