Наталья Форсова
Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе работы мы часто видим, что дети не могут контролировать свою двигательную активность, действовать точно по инструкции взрослого, подчиняться правилам, не умеют управлять собой в различных ситуациях, доводить начатое дело до конца. Возникают проблемы с дисциплиной. Знакомая ситуация? Одной из причин таких ситуаций является не сформированная произвольность поведения. Выбранную тему считаю актуальной, потому что, формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения.
Публикация «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Очевидно, что развитые формы произвольности не появляются внезапно и не даются ребенку в готовом виде, их базовые основания закладываются в раннем возрасте и формируются на протяжении всего дошкольного детства. Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции, произвольной активности является специальной задачей взрослых, которая решается в разных видах доступной ребенку деятельности, на разных этапах его психического развития, при разных формах взаимодействия взрослого и ребенка.
Последние изменения в системе дошкольного образования с внедрением ФГОС обозначили серьезные недоработки в организации образовательного процесса в ДОУ: в данном случае была пересмотрена непосредственно образовательная деятельность, система занятий заменена игровыми, адекватными формами образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игра – как ведущая деятельность дошкольника, посредством которой он органично развивается.
На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит игре.
В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:
- умение ограничивать свои желания,
- преодолевать препятствия,
- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,
- в своих поступках следовать положительному примеру.
Каждый из перечисленных параметров критически важен для функционирования здоровой личности.
Обычно только к семи годам ребенок способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность. Однако это происходит только в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности.
Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считаются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют. Игры с правилами предполагают проявление произвольности со стороны ребёнка. Любая из игр данного вида имеет цель, которую дети должны принять или даже самостоятельно сформулировать. Для выполнения этой цели ребёнок должен преодолеть определённые трудности на основе волевых усилий. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные интересы интересам коллектива, воспитывать сдержанность, самообладание, инициативу, что является проявлением произвольности. Необходимость выбора способа действия для достижения цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности. При этом игра оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Ребёнок испытывает ситуацию успеха, у него формируется умение работать в коллективе, подчиняться общим правилам и требованиям.
Приступая к подбору системы игр и упражнений для формирования у дошкольников волевых качеств, произвольности и саморегуляции поведения, мы ориентировались на то, что это должны быть:
игры по правилам или с правилами;
коллективные, партнерские игры, в которых партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в них должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
в игре должна ставиться цель – выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
«Чужие колени».
Детям предлагается сесть в тесный круг. Каждый участник кладет свои руки на колени соседям. Причем правая рука каждого оказывается на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. В результате на собственных коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу: на левом колене — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Разобравшись с этим, можно приступать к выполнению упражнения. Упражнение ведется на выбывание. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. Упражнение заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Поначалу это не так просто, как кажется, поскольку все руки расположены на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает, участник ошибается.
«Развитие способности к произвольному переключению внимания».
Детям предлагается построчно следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например, «к» и «р» :
Упражнение на произвольность поведения.
Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз : «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение других заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
«Да» и «нет» не говорите.
1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты хочешь играть в прятки?
4. Ты любишь болеть?
5. Тебе нравится чистить зубы?
6. Ты хорошо рисуешь?
7. Ты умеешь собирать матрешку?
Дети пяти-шести лет делают не более 1-2 ошибок, под которыми понимаются слова «да» и «нет».
«Черепахи».
Воспитатель встает у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самый последний. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем воспитатель обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.