Светлана Турлаева
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Турлаева С. Н. ,
воспитатель МБДОО «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида»
Ельниковского муниципального района
с. Ельники
Свое выступление хочу начать с таких слов.
«Хочу всё познать», - говорит ребенок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», - вторит ему взрослый, будь то воспитатель или родитель.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
Я работаю по педагогической проблеме «Развитие познавательной активности дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГОС к основной образовательной программе.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Основа проектной деятельности – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Использование проектной деятельности в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Пример проекта
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
В результате проделанной работы расширилось образовательное пространство, придало ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Этим примером я хочу сказать, что воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант. Он – основной руководитель проекта, при этом помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с разными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Новизна моего опыта заключается:
- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно- развивающей среды;
- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Преимущества проектного метода :
- является одним из методов развивающего обучения;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
В своей работе применяю следующие методы и приемы, о которых я рассказала в своем примере.
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации,
предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесный метод обучения - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
И особо хочу отметить, что вся работа происходит в тесном взаимодействии с родителями. Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей. В своей практике я использую различные методы работы с родителями. В своей группе, я создала родительское сообщество, которое знакомлю с темами проектов, их задачами и целями, а также способами их реализации. Воспитатель должен заинтересовать родителей в проекте, а также в дальнейшем ее активизировать. Благодаря родителям у нас в группе периодически проводятся выставки (по тематике проекта, а также пополняется предметно пространственная среда (пальчиковый театр, настольный театр, цветы на палочках, предметы для творческой игры и театральных представлений). В ходе совместной деятельности знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых НОД, развлечений, театрализованных представлений. Проводятся консультации для родителей на тему «Проектная деятельность детей», «Театральная деятельность» и другие консультации в зависимости какой проект ведется в данное время.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных и республиканских методических объединениях воспитателей ДОУ. На республиканском семинаре МО воспитателей, где выступила с докладом и показывала мастер класс, а также организовала выставку. Проникая своей педагогической идеей по проектной деятельности дошкольников, я хочу сказать такие слова:
Мне всегда ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребенке бурлит жажда познания.
Это и является девизом моей работы.