Татьяна Глебова
Конспект открытого занятия по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование «Красавица картошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников о картофеле через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. • Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование „Красавица картошка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Картофель, картошка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, развивать умение слушать воспитателя и сверстников, развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт;
• Продолжать учить детей формулировать простые выводы после проведения простых опытов.
• Обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Тип занятия : закрепление и усвоение нового материала.
Активизация словаря : крахмал, вещество
Используемые средства: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Откуда к нам пришла картошка», крахмал, мука, йод, одноразовая посуда по количеству детей, картофель, ситечко, терка, аудиозапись песни "Улыбка", «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского).
Форма обучения: фронтальная = педагог + группа детей
Формы организации образовательного процесса: (НОД) совместная, самостоятельная
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Игровые: физминутка «Волшебник»
Практические : выполнение экспериментов.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая
Предварительная работа: Занятие по теме : «Овощи».
Рассматривание овощей, дегустация овощей.
Дидактические игры : «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».
Загадывание загадок, разучивание стихов по теме «Овощи».
Рисование, лепка и аппликация на тему «Овощи».
Домашнее задание: знакомство с рецептами блюд из картофеля, знакомство со способами хранения картофеля.
Литература:
• О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом.
• Опыты и эксперименты для дошкольников. ООО ТЦ Сфера, 2010,
• интернет
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку: звучит песня «Улыбка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель:
Гости улыбаются нам.
И вы улыбнитесь им,
подарите нашим гостям красивую улыбку.
Улыбнитесь друг другу.
Улыбнитесь и мне.
В это время в приемной мигает свет и звучит музыка инопланетян
Воспитатель: Ребята, что же это такое происходит в нашей раздевалке? Там все светится и мигает.
В группу входят два инопланетянина
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же это такие?
«Добрый день. Мы маленькие человечки с планеты Марс. Узнали, что на вашей земле растет необычный вкусный и полезный овощ. (показывают картинку картофеля) Нам бы очень хотелось все про него узнать. Помогите, нам пожалуйста»
Воспитатель: Ребята, давайте поможем инопланетянам и расскажем им о картофеле?
Дети: Да.
Воспитатель: Проходите дорогие гости, сейчас мы с ребятами попробуем вам рассказать все, что мы знаем об этом удивительном овоще
Воспитатель: В некотором царстве, В некотором государстве, Не на Марсе и не на Луне - Жила картошечка на земле.
Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом! Из чего он состоит и как болезни победит.
Воспитатель: Ребята, вы знаете Родину картофеля, кто его привез к нам в Россию?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница тетушка сова
(Показ презентации «Откуда к нам пришла картошка»)
Воспитатель: Ребята, напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез?
Не догадался ни за что
До этого я сам бы —
Картошку садят не за стол,
Её сажают в ямы.
Без темноты и сырости
Она не может вырасти!
(читает ребенок)
Воспитатель: Для чего он нам нужен?
Думаю, из овощей,
Лучше всех - картошка,
Без нее не сваришь щей,
Не поешь окрошки (читает ребенок)
Д/И Какие блюда из картофеля можно приготовить?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, много блюд вы знаете о картофеле. А еще картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром варенной картошки - и станет легче.
А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы точно узнать, какие вещества есть в картошке нам с вами и нашими гостями нужно пройти в лабораторию.
Ребята, а что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты.
Воспитатель: Молодцы! Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории. - аккуратно обращаться со стеклянными предметами; - не брать в руки вещества, без разрешения воспитателя; - быть предельно аккуратным.
Воспитатель: Правила мы с вами повторили, давайте оденем шапочки, как у настоящих ученых (А кто такие ученые) и пройдем в нашу лабораторию, где будем изучать картофель и заносить данные о нем в табличку.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Надя, что ты сможешь рассказать о картошке?
Я - не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова,
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
В жарком масле, вот смотри,
Стать могу картошкой фри!
И для чипсов – веришь, нет –
Я – главнейший компонент! Надя
Воспитатель: Молодец Надя! Вот она душечка-голубушка. А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его. Какого он цвета? Какой формы?
Воспитатель: – Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Воспитатель: Ребята, что мы с вами узнали о картошке (ответы детей) Мы с вами выяснили, что картофель по форме и по цвету бывает разный, что есть гладкий, а есть шероховатый, и что у него есть глазки, из которых появляются росточки
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (Цвет, форма, какая поверхность)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим из чего состоит картофель.
Опытно - экспериментальная деятельность :
ОПЫТ №1
1)Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица. Отжимаю картофель, показывая что в нем есть вода.
Вывод: в картофеле есть вода.
ОПЫТ №2
Натертую картофельную кашицу положим с вами в пластмассовые стаканчики, вы добавите немного воды и размешаете ложечкой. Что получилось? Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
ОПЫТ №3
Теперь возьмите пустые сканчики и постарайтесь аккуратно перелить в них нашу мутную воду. Дадим нашей водичке отстояться. в конце занятия мы с вами посмотрим что произошло с нашей мутной водичкой.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество, его называют крахмал.
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть вода, есть жидкая кашица)
Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
А теперь физминутка :
Попрошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
ОПЫТ №5
Воспитатель: Ребята, говорят, что картофель богат крахмалом,
Крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, напоминающий муку. Он
не имеет никакого запаха и при потирании его пальцами можно
услышать своеобразный хруст его мельчайших частичек, а они,
кстати, меньше чем у муки.
Воспитатель: У вас на столе стоят тарелочки с крахмалом. Что вы можете сказать о цвете крахмала?
ответы детей
Вывод: Крахмал белого цвета.
Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем
Вывод: Крахмал хрустит
Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели крахмал, потрогали его, а теперь давайте посмотрим есть ли такое вещество в картофеле.
Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. если в продукте есть крахмал, то цвет меняется и становится темно-синего цвета.
Воспитатель: Ребята берите по кружку картошки и я сейчас на каждый ваш картофельный кружочек капну капельку йода, посмотрите, что получилось?
При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: Вывод: картофель посинел, значит в нем есть крахмал.
Воспитатель: Ребята а теперь возьмите осторожно, не болтая стаканчики, куда мы с вами переливали мутную картофельную водичку, что там произошло?
ответы детей
Воспитатель: Правильно на дне стаканчика появился белый осадок, это и есть наш с вами крахмал, я сейчас тихонечко солью водичку и на вещество в стаканчике капну капельку йода, чтобы показать вам, что это крахмал. Капаю йод, вещество синеет.
Воспитатель: Дети, скажите, какое вещество мы с вами получили с вами из картофеля? А как мы с вами узнали что это крахмал?
ответы детей
Воспитатель: Давайте то, что мы с вами узнали отметим в табличке, кружком обведем, то, что мы с вами выяснили (есть крахмал, он белый, хрустит)
Воспитатель:
Итак, мы сегодня с вами узнали, что картофель бывает :
- разного цвета, формы.
-гладкий и шероховатый
сделали открытия :
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Подведение итогов занятия :
Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь снимаем с вами наши шапочки и возвращаемся с нашими гостями в группу.
Молодцы, вы сегодня очень старались и наши гости благодаря вам узнали очень многое о нашем овоще, которое называется как? КАРТОШКА. Ребята из вас получились отличные исследователи!
Воспитатель: Давайте наши записи, которые мы делали во время наших экспериментов мы подарим нашим гостям, чтобы они на своей планете Марс могли рассказать о нашем замечательном овоще.
Инопланетяне благодарят детей и дарят им корзиночку с гостинцами и уходят