Дарья Демидова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для воспитателей.
МБДОУ Детский сад №56 «Кораблик».
Воспитатель: Демидова Д. С.
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность
Задачи:
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
- Показать, как можно изготовить блокноты для фиксации экспериментальной деятельности своими руками.
Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.
Согласно ФГОСам перед педагогами ДОУ встает задача не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Одним из эффективных методов познания окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность, а именно – экспериментирование, так как оно пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности
- идет обогащение памяти ребенка,
- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности, а значит, является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
Одной из форм познавательно-исследовательской деятельности, используемой нами, является вовлечение детей в процесс экспериментирования при помощи сказочных персонажей.
В своей работе используем сказки (русские народные, авторские) и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.
Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование.
Приведу следующие примеры:
1. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Познакомив детей с героями сказки, я ставила вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Сделали вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.
2. Помогая Мише из сказки «Маша и медведь», слепить пирожки, дети заметили, что пирожки из сухого песка вылепить невозможно. Перед детьми встал вопрос: Что же нужно сделать? Мы с детьми рассматривали сухой и сырой песок, сравнивали их и в итоге сделали вывод: что необходима вода, она соединяет песчинки, и они не рассыпаются, поэтому можно легко лепить пирожки.
3. В сказке «Три поросенка» я предлагала проверить, правда ли домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный. Что случится, если вы подуете на соломинку и прутик? Дети подули на соломинку и прутик и сделали вывод, что они легко сдвинулись с места. Я предложила подуть на камень, после чего дети отметили, что камень не сдвинулся с места, значит дом из камня самый прочный, камень самый тяжелый и прочный материал.
4. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
5. В сказке К. Чуковского «Мойдодыр»обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри
Появление любого игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу.
Очень интересно встретиться с самой Феей Песков, Леса, Царицей воды. Они всё знают и рассказывают об этом детям. В непринужденной обстановке дети лучше запоминают свойства веществ и учатся применять знания на практике.
Даже самый малоактивный ребенок прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит, с интересом отправится в лабораторию, где будет проводить опыты с мылом и узнает еще много интересного о мыле!
Интересно поиграть и с волшебником воздухом. Оказывается, воздух движется, его можно почувствовать и даже поймать.
Таким образом, сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником познавательно-исследовательской деятельности.
Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной жизни и дальнейшей учебе в школе. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Практическая часть
Сегодня мы покажем, как в игровой форме на основе сказки предложить детям опробовать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-гусыни вылупились гусята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-гусыней, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг на тропинке он заметил красивые камушки. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать?
Опыт №1.
Поместим камушки в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения детей).
Вывод: Если смотреть на предметы через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Продолжаем путешествие по сказке…
Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу, он нашел консервную банку, поставил ее на воду, утенок быстро залез в банку оттолкнулся от берега и кораблик. - Как вы думаете, что случилось дальше? - Мы спорить не будем.
Опыт №2
Посмотрите, на столе стоят банки. Возьмите каждый по баночке, поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой. - Расскажите, что происходит с корабликом? - Правильно, кораблик плавает и не тонет.
- Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки? Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится? - Попробуйте, налейте из лейки воду в ваш кораблик. - Что случилось? А почему? (Внутри в банке нет воздуха, она и утонула). - Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.
- А если появится маленькая дырочка - пробоина? - Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет. Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.
Сказка продолжается…
Опыт № 3
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа гусёнка, а потом собачки или птицы.
Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Гусёнку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:. Он решил продолжить свое путешествие, но это будет уже другая история.
3. Заключение
Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами русского естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»