МААМ-картинки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Дарья Демидова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей.

МБДОУ Детский сад №56 «Кораблик».

Воспитатель: Демидова Д. С.

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность

Задачи:

Темочки:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

- Показать, как можно изготовить блокноты для фиксации экспериментальной деятельности своими руками.

Дети – прирождённые исследователи и изобретатели. Эти задатки заложены самой природой и особенно быстро реализуются и совершенствуются в познавательно – исследовательской деятельности.

Согласно ФГОСам перед педагогами ДОУ встает задача не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Одним из эффективных методов познания окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность, а именно – экспериментирование, так как оно пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности

- идет обогащение памяти ребенка,

- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности, а значит, является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.

Одной из форм познавательно-исследовательской деятельности, используемой нами, является вовлечение детей в процесс экспериментирования при помощи сказочных персонажей.

В своей работе используем сказки (русские народные, авторские) и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.

Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование.

Приведу следующие примеры:

1. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Познакомив детей с героями сказки, я ставила вопрос – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Сделали вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.

2. Помогая Мише из сказки «Маша и медведь», слепить пирожки, дети заметили, что пирожки из сухого песка вылепить невозможно. Перед детьми встал вопрос: Что же нужно сделать? Мы с детьми рассматривали сухой и сырой песок, сравнивали их и в итоге сделали вывод: что необходима вода, она соединяет песчинки, и они не рассыпаются, поэтому можно легко лепить пирожки.

3. В сказке «Три поросенка» я предлагала проверить, правда ли домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный. Что случится, если вы подуете на соломинку и прутик? Дети подули на соломинку и прутик и сделали вывод, что они легко сдвинулись с места. Я предложила подуть на камень, после чего дети отметили, что камень не сдвинулся с места, значит дом из камня самый прочный, камень самый тяжелый и прочный материал.

4. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

5. В сказке К. Чуковского «Мойдодыр»обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри

Появление любого игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу.  

Очень интересно встретиться с самой Феей Песков, Леса, Царицей воды. Они всё знают и рассказывают об этом детям. В непринужденной обстановке дети лучше запоминают свойства веществ и учатся применять знания на практике.

Даже самый малоактивный ребенок прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит, с интересом отправится в лабораторию, где будет проводить опыты с мылом и узнает еще много интересного о мыле!

Интересно поиграть и с волшебником воздухом. Оказывается, воздух движется, его можно почувствовать и даже поймать.

Таким образом, сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником познавательно-исследовательской деятельности.

Все приобретенные знания на подобных практических занятиях, несомненно, пригодятся детям в повседневной жизни и дальнейшей учебе в школе. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Практическая часть

Сегодня мы покажем, как в игровой форме на основе сказки предложить детям опробовать некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-гусыни вылупились гусята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-гусыней, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг на тропинке он заметил красивые камушки. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.

Поместим камушки в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения детей).

Вывод: Если смотреть на предметы через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу, он нашел консервную банку, поставил ее на воду, утенок быстро залез в банку оттолкнулся от берега и кораблик. - Как вы думаете, что случилось дальше? - Мы спорить не будем.

Опыт №2

Посмотрите, на столе стоят банки. Возьмите каждый по баночке, поместите туда игрушку и аккуратно пускайте в таз с водой. - Расскажите, что происходит с корабликом? - Правильно, кораблик плавает и не тонет.

- Подумайте и ответьте, что находится внутри кораблика кроме игрушки? Да, правильно. Внутри кораблика много воздуха, поэтому наш кораблик и не тонет. А если вместо воздуха впустить воду? Что получится? - Попробуйте, налейте из лейки воду в ваш кораблик. - Что случилось? А почему? (Внутри в банке нет воздуха, она и утонула). - Вот так же плавают большие железные корабли. В кораблях обязательно есть воздух.

- А если появится маленькая дырочка - пробоина? - Правильно, вода заполнит весь корабль, воздуха не будет и корабль утонет. Вывод: Железо – тонет, но если внутри железного предмета есть воздух, то предмет не утонет, а будет плавать.

Сказка продолжается…

Опыт № 3

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). Сначала сделать отпечаток следа гусёнка, а потом собачки или птицы.

Вывод.  Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Гусёнку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:. Он решил продолжить свое путешествие, но это будет уже другая история.

3. Заключение

Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами русского естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. ФотоотчетРазвитие познавательного интереса детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Фотоотчет На занятиях мы знакомились с количеством и счётом. В активный словарь ввели термины «сколько», «который по счёту», «больше», «меньше»,.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 17:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Демидова (УИ 3059912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД