Виктория Устимчук
Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших психическом процессе - памяти. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы. Кому-то это даётся с трудом, а многие обладают поистине феноменальной памятью.
Она делает возможным обучение и развитие, помогает ребёнку познавать мир, устанавливая связи между предметами, событиями, явлениями и людьми. Без памяти невозможна ни одна человеческая деятельность. Развитие памяти у детей связано с развитием речи, мышлением, вниманием и двигательной активностью.
Публикация «Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации на следующие виды:
Зрительная память - помогает малышу запоминать то, что он увидел. Поэтому нужно читать ему книги с яркими картинками, а на занятиях использовать наглядный материал. Хорошо развита зрительная память у художников. Если ваш ребёнок имеет склонности к такому виду запоминания, его можно отдать в художественную студию.
Слуховая память - позволяет воспроизводить и запоминать информацию, которую малыш получил через свои маленькие ушки. Для развития слуховой памяти можно использовать прослушивание различных мелодий и угадывание их названий.
Тактильная память - обогащает кроху впечатлениями от прикосновений. Дотронувшись до горячего чайника, малыш запоминает болевые ощущения и вспоминает их при виде этого предмета.
Двигательная (моторная) память - проявляется в способности ребёнка запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков.
Словесно-логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Благодаря ей карапуз заучивает стихи, запоминает содержание прочитанной книги, разговора с родителями или друзьями.
Память ребёнка нужно развивать и тренировать. А поскольку для дошкольников главным видом деятельности является игра, то с помощью игр и нужно развивать память малыша. Сегодня я предложу вам простые игры и упражнения, направленные на развитие каждого вида памяти.
Развитие зрительной памяти
Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребёнка, поэтому очень важно её развивать с самого раннего детства.
Картинки
Разложите перед малышом до десяти картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть карапуз всё внимательно рассмотрит, после этого уберите картинки и через полминуты попросите назвать запомнившиеся.
Покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через час предложите ещё раз перечислить всё, что он видел.
Кто как одет
Играть можно во время прогулки или дома, сидя у окна. Обратите внимание карапуза на детей, играющих на детской площадке или гуляющих во дворе.
Пусть малыш отвернётся и постарается вспомнить, сколько человек он видел, сколько было мальчиков, а сколько девочек, как они были одеты.
Развитие слуховой памяти
Ребё нка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Способность узнавать звуки окружающей среды помогает малышу в дальнейшем быстрее овладеть разговорной речью.
Что звучит?
Подготовьте различные «звучащие» предметы, в том числе музыкальные инструменты — свисток, дудочку, бубен, колокольчик, связку ключей, шуршащую бумагу и т. п.
Продемонстрируйте малышу, как звучат предметы, пусть кроха и сам попробует воспроизвести различные звуки.
Попросите ребёнка отвернуться и начинайте по очереди дудеть, шуршать или пищать. Карапуз должен правильно назвать источник звука.
Звуковые баночки
Насыпьте в небольшие одинаковые баночки — например, из-под киндер-сюрпризов — разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную (должно быть по 2–3 баночки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.
Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предложите малышу найти баночки, которые издают такой же звук.
Развитие двигательной (моторной) памяти
Хорошими упражнениями для развития двигательной памяти малыша являются танцы. Разучивая различные движения, Многократно повторяя одни и те же действия, ребёнок запоминает их, чтобы воспроизвести в дальнейшем.
Кукловод
Завяжите ребёнку глаза, возьмите его сзади за плечи и начните водить, как куклу, по определённому маршруту. Например, три шага вперёд, остановка, поворот налево, снова три шага, остановка, разворот и т. д.
Развяжите карапузу глаза и попросите его повторить все движения. Усложняйте задачу, увеличивая продолжительность маршрута и включая в него простые физические упражнения: приседания, прыжки, повороты через плечо, поднимание рук.
Запрещённое движение
Скажите малышу, что вы будете показывать различные движения, а карапуз должен их повторять. Но одно движение повторять запрещено! Договоритесь, что запрещённое движение, к примеру, — руки в стороны.
Показывайте ребёнку движения, всё больше ускоряя темп. Старайтесь запутать малыша, разводя руки в стороны. Ребёнок должен не ошибиться и не повторить запрещённое движение.
Память ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольной и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объём памяти. Задача педагога – в игровой форме помочь ребёнку максимально раскрыть свои способности.