Иванова Раиса Кирилловна
Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений по технологии мнемоники
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта: Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Публикация «Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений по технологии мнемоники» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Цели и задачи: Показать один из вариантов развития памяти дошкольников через заучивание стихотворений с помощью мнемотехники.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Изучить само понятие память ребенка дошкольного возраста, термины «Мнемоника», «мнемотехника».
2. Использование мнемотехники в образовательном процессе.
Объект исследования: Развитие памяти дошкольника через заучивание стихотворений по технике мнемоника.
Ожидаемый результат:
- Выпускник детского сада, обладающий более содержательной, достаточно точной и выразительной речью.
- Выпускник детского сада, способный на самообразование, саморазвитие, самореализацию.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая.
Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Для выявления слуховой памяти детей, мы выбрали 2 подгруппы по 7 воспитанников средней группы 4-х летнего возраста и предложили первой подгруппе детей вспомнить и повторить названные педагогом 10 слов. Для второй подгруппы детей данное задание мы сопровождали показом рисунков-схем, т. е. дополнительно задействовали зрительные анализаторы. В результате большее количество детей из второй подгруппы успешно справились с заданием, следовательно, включение картинок – схем для запоминания услышанного слова следует применять для развития слуховой памяти детей.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как :
• потеря, искажение смысла стихотворения;
• изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;
• длительность процесса заучивания (запоминания);
• припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;
Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.
Для сравнения: с первой подгруппой детей мы заучивали стихотворение «Кун кулэр» Семена Данилова традиционным способом, а со второй подгруппой при заучивании этого же стихотворения мы использовали мнемотаблицу.
В результате во втором случае дети справились с данным заданием наиболее успешно.
В третьем задании воспитанникам предложили сочинить стишок «Моя мамочка». 1-й подгруппе справились с заданием только 1 воспитанник. 2-й под группе задали то же задание, но дали сюжетные картинки. Ребята справились успешно, чем 1-ая подгруппа.
Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах, а опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Именно эти наблюдения в практике с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память и связную речь при заучивании стихотворений.
Работая с детьми 3-6 лет, расширяя преемственность со школой, сотрудничество с родителями, реализовала проект «Я читаю стихи».
Задачами опыта являются:
- формирование интереса к художественной литературе;
- обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений;
- знакомство детей со стихами якутских, русских и зарубежных писателей;
- создание благоприятной развивающей среды для заучивания стихотворений наизусть;
- развитие у дошкольников памяти, внимания, мышления, творческой фантазии, речи;
-формирование умения слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Новизна и оригинальность данного проекта заключается в том, что в работе с детьми используется мнемотехника.
Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитываем детям стихотворение, и проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.
Прежде, чем начать работу по данному направлению была проведена первичная диагностика детей (произвольная память, внимание, речь); подобран стихотворный, дидактический и методический материал для заучивания; дети и родители ознакомлены с целями и задачами проекта; намечены консультации со специалистами ДОУ.
По истечению учебного года с детьми проведена работа по якутскому фольклору, творчеству П. Н. Тобурокого, С. П. Данилова, Г. Данилова, К. И. Чуковского, А. Барто, проведены серия занятий, инсценировки и чтение стихов по ролям, выставки книг и предметов из стихов П. Н. Тобурокого, К. И. Чуковского, А. Барто, литературная викторина по творчеству С. П. Данилова. Результатом этой деятельности явились выставки рисунков «Мой любимый герой», творческая работа «Моя игрушка», участие в конкурсах чтецов стихотворений С. Данилова, Г. Данилова, И. Федорова. В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с мнемотаблицами, совместно с учащимися 6-7 классов придумывали символы, изображающие действие или предмет. Ребята читали дома и в группе мамам и папам, бабушкам и дедушкам новые стихотворения. На вечер чтецов стихов родители совместно с детьми подбирали, шифровали и учили стихотворения. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, старшим сестрам и братьям, родителям.
В этом учебном году работали над темами: «Творчество Семена Данилова», «Творчество поэтов и писателей разных стран», «Григорий Данилов – мой любимый поэт», «Атамайым – дойдум миэнэ». Занимались с детьми кодированием и заучиванием новых стихотворений; использовали мнемотаблицы разработанные педагогами на группе, детьми и родителями группы. Также использовали мнемотаблицы авторов, представленных в литературе и электронных источниках.
В этом году (5-6 лет) мы добавили двигательный метод заучивания стихотворений. Тут основной принцип заключается в том, что ребенку предоставляется возможность не только посмотреть, но и потрогать, дается необходимая для запоминания опора - подкрепление запоминания двигательным актом.
С помощью мнемотехнологии стремлюсь развивать у воспитанников интерес к поэзии, к выразительному чтению. На НОД, дополнительных занятиях работе эффективно использую возможности мнемотехники, что позволяет воспитанникам принимать активное участие в различных конкурсах.
Вся проделанная работа на данных этапах позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее его использование:
• повысит у дошкольников уровень произвольной памяти, внимания, речи;
• разовьет навыки кодирования и декодирования литературных произведений;
• повысит уровень знаний о детской художественной литературе;
• расширит кругозор о писателях и поэтах, их произведениях;
• повысит у детей и родителей интерес к заучиванию стихов наизусть;