екатерина хлопотова
Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием пространственных представлений. Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности, но особо важная роль в процессе их формирования и совершенствования принадлежит двигательной активности. Так К. Д. Ушинский говорил, что благодаря движению человек овладевает пространством, умением ориентироваться в нем. Поэтому на физкультурных занятиях с детьми целесообразно широко использовать игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве, развитие общей моторики и координации, построения и перестроения.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ориентировка в пространстве
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Обучение детей пространственным ориентировкам на физкультурных занятиях происходит поэтапно и подчинено принципу «от простого - к сложному».
Так на первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе» : определять различные части тела, лица в том числе и симметричные, понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Задача ориентироваться «на себя» формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разнообразный практический опыт действования правой и левой рукой.
Умение ориентироваться «на себе» служит основой для перехода к следующим программным задачам - обучению ориентироваться «от себя» и «от других объектов».
На этих этапах необходимо:
- учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко различать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа- направо, слева - налево);
- развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения;
- способствовать освоению и обогащению пространственного словаря детей, а именно использовать в речи предлоги, наречия, обозначающие направления движений (вверх-вниз, вперед-назад, налево, направо, рядом, напротив, между, за, перед и др.) Этому помогают соответствующие команды и распоряжения (повернитесь направо, разомкнитесь влево, встаньте за линию, присядьте на скамейку, положите мяч в обруч и т. д.).
На всех занятиях по физической культуре используются строевые упражнения, наряду с тем, что они благоприятно влияют на формирование правильной осанки, легкой и красивой походки, они еще развивают ориентировку в пространстве. Они служат наиболее организованному и рациональному размещению и передвижению детей. Строевые упражнения являются средством воспитания дисциплинированности, согласованности совместных действий, умения выполнять распоряжения инструктора, помогают усвоить понятия «шеренга», «колонна», «круг», «диагональ» и т. д.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом».
Размыкание, смыкание: приставным, шагом галопом вправо, влево, вперед, назад.
Передвижения: движение в обход, движение по диагонали, движение «змейкой», противоходом.
В процессе формирования двигательных навыков в общеразвивающих упражнениях и основных видах движений закрепляются, совершенствуются, обогащаются знания детей о пространственном положении частей тела, направлении, местоположении, отношении между предметами.
Основным же условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем, поэтому особая роль в развитии и закреплении навыков ориентировки отводится подвижным играм. Нет необходимости придумывать для детей специальные игры для развития пространственных представлений : почти в каждой рекомендованной игре для всех возрастов есть такая возможность.
Такие игры как «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань первым», «Светофор» ориентированы на освоение направления движения.
Игры «Цапля», «Найди свое место», направлены на ориентировку в схеме собственного тела.
Игры «Найди свой домик», «Скорее в обруч», направлены на определение удаленности предметов.
Игры «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», направлены на ориентировку относительно предметов и самого себя.
Игры «Повтори за мной», «Делай как я!» учат детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом.
Игры «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, это могут быть и сами дети, и различные предметы и даже стены зала.
Игра «Что дальше, что ближе» формирует навык определения удаленности предметов.
Игры «Жмурки», «Будь внимательным» развивают у детей умение воспроизводить движения с закрытыми глазами.
В подвижных играх дети упражняются в умении самостоятельно и правильно выбирать направление движения. Передвигаясь в пространстве, они познают отношения между предметами, учатся определять свое собственное положение по отношению к окружающим их предметам. А неожиданные изменения игровой ситуации, непредвиденные действия водящего, сигналы требуют от ребенка мгновенной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, проявлять быструю зрительно-моторную реакцию, находить наиболее рациональные способы выполнения правил игры.
Таким образом, подвижная игра создает благоприятные условия для овладения ориентировкой в пространстве, способствует совершенствованию восприятия и представления о нем.
Расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.