Валентина Яшина
Развитие общения детей раннего возраста со взрослыми через игровую деятельность во время режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс общения детей и взрослых во время режимных моментов строится определенным образом, учитывая формирование навыков процесса самообслуживания и умения сопровождать свои
действия речью. Начинается данный процесс с элементарного. Например: в назывании знакомых действий, используя выражения «Скажи – повтори» : «застегнуть тебе пуговички? В ответ слышим: – «Застегните».
Публикация «Развитие общения детей раннего возраста со взрослыми через игровую деятельность во время режимных моментов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Потом происходит процесс побуждения воспитанников называть выполненное ими предстоящее действие, задавая им наводящий вопрос: - «А что ты сейчас будешь делать?». После заданного вопроса обязательно дождаться ответа.
И в завершении, когда процесс самообслуживание достигает совершенства и соответствующий словарь в
достаточной степени освоен, только тогда можно дать ребенку задание рассказать о том, что он делает.
Благодаря поэтапному формированию данных навыков у малышей происходит процесс формирования умений сопровождать речью текущее действие: «Что ты делаешь? - «Шапку достаю,
кофточку надеваю».
Во время общения с малышами, главная задача воспитателя не сказать фразу или предложение за ребенка, а натолкнуть его на мысль, подсказать
названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров.
Поскольку речевой словарь дошкольников формируется и обогащается за счет названий частей (деталей) знакомых
предметов.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования
взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти
проявления внимания детей друг к другу должны отражаться и в речи
ребенка. Частота и разнообразия поводов обращений ребенка к окружающим
зависит от обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно
упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам : с просьбой,
предложением, уточнением.
Одевание на прогулку способствует быстрому овладению детьми навыков
одевания и общения с окружающими. Прежде, чем помочь ребенку,
убедись, что он пытался надеть вещь. Учи ребенка обращаться за помощью,
излагая просьбу в словах. Обращаясь с детьми, не разговаривай громко,
избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг друга обращаться за
помощью и предлагать ее. Разговоры с детьми должны включать
информацию, обогащающую и уточняющую
представления детей : «Варежки на руки, а сапоги на ноги.». Там, где это
целесообразно, взрослый предлагает детям послушать стихи и
рифмовки: «Шапка меховая, черная большая». Взрослые, помогая одеваться
ведут беседу: «Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: «Помогите надеть
кофточку». Детей спрашивают о последовательности одевания, просят
показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств
предметов, подсказывают к кому из детей лучше обратиться за помощью,
поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих
сверстникам по своей инициативе.
Во время подготовки детей к тихому часу, воспитатель старается создать благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежды, спальных
принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности
действий, пространственных отношений: «Поставь стул, повесь на стол,
повесь одежду аккуратно, чтобы не помялось». Готовя детей ко сну
речь воспитателя тихая и ласковая.
Подводя итог вышесказанному хочется отметить, если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять
на его речь малышей, усвоение ими языка будет затруднено.
Поскольку обучение детей родному языку осуществляется во время всех режимных моментов прибывания ребенка в стенах доу. Не стоит забывать и тот факт, что большое значение имеет речь воспитателя, она должна
быть четкой, выразительной, неторопливой. В речи воспитателя должны
быть те обороты, которые следует достоянием собственных высказываний
ребенка: слова, обозначающие качества предметов, характеризующие
некоторые пространственные отношения, выраженные предлогами
и наречиями, что обогащает и активизирует речь детей.
Литература
1. Развитие речи детей Е. А. Тихеева
2. Воспитание детей раннего возраста Н. М. Аксарина
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста Г. М. Лямина