Елена Чувичкина
Развитие музыкально-одарённых детей средствами театрализованной деятельности в ДОУ (из опыта работы)
БДОУ «Любино-Малоросский д\с»
Музыкальный руководитель : Чувичкина Е. Л.
1 слайд
«Развитие музыкально - одарённых детей средствами театрализованной деятельности в ДОУ» - из опыта работы.
Публикация «Развитие музыкально-одарённых детей средствами театрализованной деятельности в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как известно, одарённость - это результат сложного взаимодействия наследственности. В современной психологии одарённые дети понимаются как проявляющие общую или специальную одарённость (к музыке, к рисованию, к технике, раньше других можно выявить художественную одарённость детей особенно в области музыки. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта.
2 слайд
Учитывать при этом актуальность использования музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ на современном этапе необходимо, так как в настоящее время:
1. Дети много знают, но не могут эмоционально реагировать на происходящее, не способны сопереживать, восхищаться, удивляться.
2. Наличие у выпускников ДОУ множества психологических проблем, влияющих на успешную адаптацию в обществе.
3. Работа с музыкально-одаренными детьми. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к воспроизведению решений типовых заданий. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
На основе театрализованной деятельности можно реализовывать
практически все задачи воспитания и развития детей.
3 слайд
Более 20 лет в нашем детском саду работает театральный кружок «Королевство сказок», я являюсь его руководителем.
Целью работы кружка является : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
4 слайд
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников БДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими).
3. Обучить детей приёмам манипуляции и кукольных театров различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживаний воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театра.
6. Приобщить детей к художественной, театральной жизни Омского Прииртышья, обогатить их театральные знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Омска, формировать потребность в ознакомлении и бережном отношении к культурному наследию региона.
7. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
5 слайд
В своей работе по театрализованной деятельности я использую следующие дидактические принципы:
1. Принцип психологической комфортности - создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, и, главное ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире - речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и личного отношения ребёнка к полученным знаниям, а так же об умении применять их в своей практической деятельности. В современной трактовке это называют компетентным подходом.
4. Принцип вариативности - понимание возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое, «изобретательное» мышление у детей и педагога, но тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса позволяет учесть индивидуальные особенности детей, обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Так, один ребёнок ограничится минимумом, а другой – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между двумя этими уровнями в соответствии со своими способностями.
6 слайд
Основные методы используемые в работе :
1. Метод активизации творческих проявлений ребенка
Этот метод подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Музыкальный руководитель побуждает детей к неформальному общению через игру с использованием средств театральной выразительности : мимики, жеста, поз, движений, интонации.
7 слайд + 8 слайд - фрагмент №1 (видео)
Для этого в работе с детьми я активно использую этюдный тренаж.
Этюдный тренаж – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной музыкальным руководителем теме создаёт определённые художественные образы («Хитрая лиса», «Котята заболели»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая.
9 слайд
В своей работе я так же использую музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, которая основана на движениях под музыку, развивающая музыкальный слух, двигательные и творческие способности, нравственно-коммуникативные качества личности, а так же усиливающая психические процессы.
10 слайд
2. Так же я использую метод моделирования элементов театрального языка
Этот метод позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделируются слово и движение, мимика, интонация, жест, ритм, темп и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми театрального языка очень затруднен.
11 слайд
На начальном этапе работы с детьми этот метод я использую в работе над пальчиковыми играми – это развитие умения сочетать ритм, речь и движение, развитие мелкой моторики рук.
12 слайд
Основные приемы, используемые в музыкально-театрализованной деятельности, объединенные идеей развития музыкальности через творчество
13-19 слайды + 15 слайд - фрагмент№2 (видео)
совместная устная деятельность, работа над ролью;
музицирование со звучащими жестами или – это музыка моего тела;
игры звуками – это музыка, рожденная из шума;
импровизированное движение;
речевое музицирование или - элементарная музыкальная композиция.
20 слайд
В нашем детском саду созданы все условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности
• Специальное помещение в ДОУ для музыкально-театрализованной деятельности – музыкальный зал
Устройство театра
• Сцена, занавес
• Зрительный зал
• Декорации
• Музыкальное оснащение
Специальные помещения
• Кабинет
• Костюмерная
• Помещение для хранения декораций
Театральный реквизит
• Наборы кукол
• Ширмы для кукольного театра
• Костюмы
• Маски
• Игровые атрибуты
21 слайд
Так же в детском саду оснащена театральная студия
22-26 слайды
На протяжении всего года в детском саду проходит показ театрализованных игр, различных постановок, а так же праздники с элементами театра. Наша театральная студия ведёт совместную работу с театральным кружком «Любино-Малоросской СОШ». Итогом нашей работы является проведение театральной недели, в которой участвуют все группы детского сада и их родители.
27 слайд
На мой взгляд, не всякий одаренный ребё нок имеет шанс раскрыть свой талант без поддержки со стороны взрослых: родителей и педагогов. Поэтому свою работу я построила на тесном взаимодействии всего педагогического коллектива и родителей, которые являются частыми гостями и участника театрализованных постановок.
28 слайд
Только систематическая, целенаправленная, грамотно организованная музыкально-театрализованная деятельность положительно влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста