Вера Алаторцева
Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, преобразования, происходящие в российском образовании, активизируют поиск новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих развитию детей.
В нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интересов к про-блеме коммуникабельности, и этому способствуют некоторые обстоятельства. Дети постоянно меняются, поскольку меняется и сама жизнь. Современный ребенок больше умеет, знает, чем, например 20 лет назад. Изменяется и его отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Лучшими друзьями детей становятся компьютерные игры и мультфильмы. Отсюда столько проблем в овладение свободной речью и в неумении общаться со сверстниками, что приводит к трудностям в обучении, способствует снижению времени отводимого на их общение с другими детьми и накладывает отпечаток на последующую деятельность.
Публикация «Консультация „Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Коммуникабельность одно из главных качеств успешной, уверенной в себе личности, а ведь именно такими родители хотят видеть своих детей.
Коммуникабельность - это способность к общению, к установке связей, контактов, общительность.
Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро.
Некоторые психологи считают, что коммуникабельность присуща всем детям без исключения, но в результате разного рода психологических травм она подавляется. С другой стороны если поддерживать и развивать это качество в ребенке, то вполне можно рассчитывать на то, что он легко будет находить язык с другими людьми.
Поэтому поставила перед собой следующую цель: создание педагогических условий, способствующие развитию коммуникабельности детей ран-него возраста через театрализованную деятельность.
Учитывая возрастные особенности детей, определила задачи:
Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Расширять словарь детей, активизировать его;
Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.
- Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
- Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмо-циональные состояния других людей.
- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрос-лыми.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
По мнению Розы Семёновны Буре если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне находит выражение в общении, и под его влиянием формируются привычки культурного межличностного общения с окружением, отражающие его нравственное отношение к людям.
В исследованиях ведущих отечественных психологов (Выготский Л. С., Лисина Майя Ивановна, Мухина Валерия Сергеевна, Рузская А. С. и др.) доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без инновационных технологий.
Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:
- социоигровая,
- ИКТ,
- «Лэпбук»
Социоигровая технологии
«Социоигровая педагогика» представлена Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.
Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.
Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Составляющие социоигровой технологии в группе раннего возраста:
- работа в микрогруппах (2-3 человека): при игровом делении на микрогруппы можно использовать (разрезные картинки, по какому-либо признаку (размер; форма, цвет, по среде обитания (зайцы – собаки) и др.);
- дети двигаются (в социоигровой технологии перемещение детей - не-отделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась):
- смена темпа и ритма - дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания;
- интеграция нескольких видов деятельности - обучение происходит в игровой форме, для этого используют различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь»;
- воспитатель – партнер, советчик - он занимает позицию партнера по отношению к ребенку. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.
Театральная деятельность в ДОУ наиболее органично вмещает в себя элементы социоигры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрализации в обучении детей раннего возраста во многом служит развитию их коммуникабельности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.
Поэтому в любую деятельность с детьми включаю:
- Игры–имитации образов животных, людей;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
- Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного теат-ра);
- Инсценировки произведений;
- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- Самостоятельную театрально-игровую деятельность.
В ходе применения этой технологии создала картотеку коммуникатив-ных игр и социоигровых заданий и упражнений. В них предлагается несколько видов игр социоигровой направленности, которые составляют основную структуру (поэтапность) НОД:
• Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;
• Игры для «социоигрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
• Игровые «разминки-разрядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартно-сти. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
• Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою спе-цифику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
• «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на во-ле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.
Технология «лэпбук»
Суть лэпбука в том, что – это самодельная интерактивная папка с мини-книжками, кармашками, вставками, окошками, подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Эти материалы ребенок может перекладывать, доставать, складывать, как ему захочется, при этом изучая и знакомясь с новым и интересным материалом.
Преимущества использования лэпбука.
Лэпбук помогает:
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- разнообразить даже самую скучную тему;
- простому способу запоминания;
- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия;
- хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами;
- подходит для многократного применения;
- тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.
Я изготовила лэпбук «Эмоции», который позволил малышей познакомить с основными эмоциями: радость, грусть и злость, что соответствует реализации одной из задач.
Лэпбук «Что за чудо эти сказки» позволяет формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Преимущество технологии «Лэпбук» заключается в возможности при-менения огромного множества методов, приемов, видов деятельности. Каждый кармашек или вкладка лэпбука позволяет воспитателю выбрать более эффективный и рациональный метод образовательной деятельности с детьми.
Информационно-коммуникационные технологии
Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей — это информационное общество.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, как передвигается тот или иной герой, его мимику, жесты, но и услышать звуки природы, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в сказку.
Применение средств информационных технологий в театрализованной деятельности:
1. Облегчает понимание и восприятие материала детьми.
2. Способствует самостоятельности и активности детей.
3. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном или уменьшенном виде.
Для совместной деятельности с детьми подобрала музыку, танцы, пес-ни, музыкальные игры, позволяющие детям взаимодействовать друг с дру-гом, что положительно сказывается на развитии общения. Создала мульти-медийные игры-презентации, которые позволяют малышам расширять и активизировать словарь, уточнять и закреплять пройденный материал.
Общение детей раннего возраста со взрослыми и другими детьми мо-жет осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
-организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;
- создание комфортных условий пребывания каждого ребенка в дет-ском саду;
- обеспечение возможности реализации потребностей каждого ребенка.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
Предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и ре-чевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение малы-шей с воспитателем и друг с другом.
Поэтому оборудование расположила так, чтобы ребятишки могли сво-бодно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, не только самостоятельно, но и вместе с другими малышами, чтобы с его помощью они легко включались в игровую ситуацию.
Подготовила персонажей к разным видам театра, подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности позволяет создать эмоционально благоприятную среду для развития коммуникабельности у малышей.
Для обследования малышей мною была использована методика Ю. А. Афонькиной, параметрами которой являются:
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной дея-тельности со сверстниками.
Анализ сравнительных результатов диагностики в группе раннего воз-раста показал, что в результате проведенной работы количество детей, име-ющих высокий уровень, вырос на 75%, низкий упал до 0%.
Дети проявляют привязанность к взрослому, с желанием участвуют в совместной с ним практической и игровой деятельности, наряду с речевыми средствами интенсивно используют предметные средства (жесты, позы, дей-ствия). Характерна эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляют потребность в общих действиях, обмениваются эмоциями, действиями; сверстник интересен как участник общих затей.
Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребён-ка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности; позволяет успешно развивать у них коммуникабельность.