Лариса Полозова
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением оnопорно — двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в раннем и дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью.
Публикация «„Развитие мелкой моторики у детей с нарушением оnопорно — двигательного аппарата“» размещена в разделах
При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но среди них можно выделить наиболее распространённые, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, в анамнезе дошкольников, встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы (перенесённые родовые травмы, асфиксия и прочие). Всё это серьёзно осложняет полноценное развитие двигательных функций в детском возрасте.
Развитию моторики следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают все дети, а особенно с нарушением опрно – двигательного аппарата. Несмотря на многообразие двигательных нарушений, своеобразие их идеологии, такие дети имеют или нарушения или недоразвитие мелкой моторики зрительно – двигательной и слуховой координации. Для данных отклонений в развитии характерно :
негрубые дисфункции;
нестабильность мышечного тонуса;
истощаемость и утомляемость мышц пальцев и кистей рук;
недостаточная иннервация (кровообращение) пальцев рук (мёрзнут);
несогласованность
Из этого следует, что дети нуждаются в целенаправленной работе по развитию моторики. Учитывая актуальность данной проблемы в целом для детей дошкольного возраста и в частности для детей с нарушением двигательного аппарата определилась цель моей работы: совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев. Для чего были намечены следующие задачи:
1. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время в режиме дня.
2. Проводить все воспитательные и коррекционные мероприятия на основе максимально сохранных в своём развитии функций рук с коррекцией дефектных.
3. Осуществление комплексного подхода по реализации выбранной темы: взаимодействие со специалистами ДОУ (учителем – логопедом, педагогом – психологом, инструктором ЛФК, воспитателями группы, родителями.
4. Развивать способность работать руками под контролем сознания, глазомер.
5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
6. Через совершенствование мелкой моторики способствовать развитию психических процессов (памяти, внимания); развивать творческую фантазию, формировать пространственно – образного мышления.
Работу по развитию ручных навыков можно проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни при воспитании навыков самообслуживания. Развитие этих навыков делает ребёнка по возможности более независимым в домашней, общественной среде, даёт возможность к формированию предпосылок к обучению в школе.
Развитие ручных навыков ведётся постепенно, поэтапно. На первом этапе необходимо научить ребёнка выполнять простейшие действия с предметами, навыкам самообслуживания. При этом главное учитывать возможности ребёнка, знать, что можно от него потребовать и в каком объёме. Ребёнок должен всегда видеть результат своего труда.
В развитии ручной моторики у детей большую роль играют соотносящие действия, то есть такие действия, когда нужно соотнести два предмета или две части предмета. Принцип соотносящихся действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенка, матрёшка, пирамидка и др.) Играя с ними у ребёнка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.
Для обработки силы пальцев и кистей рук использую пластилин, глину, резиновые игрушки – пищалки, резиновые круги, эспандер.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры, как бы отражают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность. Что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.
Также можно использовать игры, которые разделились следующим образом:
1. Настольно-печатные игры – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. Дидактические куклы (мальчик и девочка) – «заплети кукле косы», «завяжи банты»; «помоги мальчику застегнуть рубашку», «завяжи шнурки» и т. д.
• Театрализованные игры – работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
• «Театр на руке» - это кукольный театр, пальчиковый и театр «на пальчиках».
Все эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
2. Развивающие (имеющие несколько уровней сложности, многообразие в применении) : мозаики (работа по образцу, пазлы, всевозможные шнуровки, застёжки, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; игры с пуговицами, прищепками, спичками, лабиринты, «Сложи целое», «Обведи по трафарету», «Танграмм».
3. Игры на развитие пространственного воображения: игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления, творческое воображение.
В ходе индивидуальной работы мною используются следующие игровые приё мы:
обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
сжимание пальцами комочков из бумаги;
перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений, геометрических фигур, букв, цифр, узоров;
создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей.
сматывание шерстяной пряжи в клубки;
завязывание и развязывание бантов, узлов;
застегивание пуговиц, молний, крючков;
конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);
графические упражнения - игры: "Дорожка", "По точкам", "Узоры крестиком" и др. ;
физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;
лепка из соленого теста, пластилина;
рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)
плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;
симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок;
конструирование из бумаги – оригами.
Осуществление комплексного подхода по реализации поставленных целей и задач приносит положительные результаты. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают силу и гибкость. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.