Cветлана Барабанщикова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры на липучках
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактическую игру на липучках»
Сегодняшняя актуальность мелкой моторики заключается в том, что она, как ни что другое, способна влиять на нервную систему, развитие речи и навыков ребенка к письму, рисованию, самообслуживанию. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так, же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры на липучках» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на липучках
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Свою деятельность по развитию мелкой моторики провожу с детьми раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила проводить с детьми углубленную работу в этом направлении.
Цель моей работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр на липучках.
Для решения этой цели определила задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать понимание речи и активизировать словарь посредством дидактических игр на липучках;
- формировать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное восприятие.
На первом этапе была изучена методическая литература и опыт педагогов по данному направлению, составлен план использования метода дидактических игр на липучках.
Следующим этапом стала подготовка дидактического материала, изготовление игр на липучках, составление плана внедрения метода в работу с детьми.
Мною были подобраны игры направленные на звукоподражание и развитие артикуляционного аппарата. Например, при проведении игры «Домашние животные», предлагаю малышу повторить слова, звуки, которые издают животные, что способствует упражнению правильному произношению звуков и слов, укреплению артикуляционного аппарата ребенка. В игре «Сварим суп или компот» с детьми закрепляю знания об овощах и фруктах.
Практические действия с игровым набором из липучек отражает свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Поэтому игры с липучками обогащают чувственный опыт малышей, учат их мыслить. В таких практических действиях как соединение, разъединение предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщение и др.
В своей практике я использую дидактические игры на липучках, которые крепятся на ковролиновое полотно, фетр или ламинированную основу. Знакомство с играми на липучках, начинаю с обращения внимания детей, что одна сторона липучки мягкая, а вторая – шероховатая. Определяем фактурность каждой, потрогав с детьми сначала шероховатую поверхность, затем мягкую, объясняю, чем они отличаются, так тренируются тактильные навыки ребенка.
Современные материалы (ковролин и липучка) имеют большую силу сцепления, поэтому игровой материал прочно прикрепляется к основе и не падает с полотна во время занятий. Игры с липучками использую, как в организованной, так и в свободной деятельности детей, в ходе режимных моментов, а также при ознакомлении детей со сказкой.
На ламинированной основе мною было сделано ширма книжка по сказке «Колобок». «Колобок» одна из первых сказок с которой знакомится ребенок. В ней много повторений, так полезных для запоминания сказки и развития речи ребенка. Именно поэтому мой выбор остановился на этой сказке. Ширма книжка обладает всеми педагогическими требованиями: доступностью, качеством и эффективностью воздействия, вариативностью использования. Она развивает не только мелкую моторику, но и тактильную чувствительность, координацию движений.
Одно из достоинств пособия книжки состоит в том, что фигурки героев сказки могут использоваться вне книжки, например: в театральной деятельности, при разучивании потешек, стихов.
Комплекс дидактических игр с липучками может способствовать формированию:
- сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина. Я использую игры : («Укрась ёлочку», «Собери паровоз»; «Что бывает?»).
- по ознакомлению с окружающим и предметным миром, предлагаю следующие игры : («Найди пару», «Домашние животные», «Дикие звери зимой», «Морские жители» и др.).
- по развитию речи («Зимние забавы», сказки «Рукавичка», «Теремок», «Репка» и др.).
- на развитие зрительно — двигательного восприятие предлагаю детям игры с графомоторными дорожками («Проведи транспорт по дорожке», «Проведи щенка до косточки»).
Комплекс игр, позволяет ребенку самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Наглядность и красочность пособий привлекает и позволяет удерживать внимание ребенка на протяжении выполнения всей игры.
Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса, поэтому проблему развития мелкой моторики детей раннего возраста я раскрыла для родителей на мастер – классе «Игры своими руками для развития моторики»; на родительском собрании «Мелкая моторика для детей раннего возраста».
В результате проделанной работы пришла к выводу, что систематическая и планомерная работа с использованием игровых приёмов через действия с предметами на липучках я достигла следующих результатов:
-у детей развилась мелкая моторика рук;
- движения рук у детей стали координированными, точными, уверенными, навыки детей стали более совершенными.
- на основе использования игр, заданий, упражнений у детей развилась память, внимание, мышление, воображение, расширился словарный запас.
Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.