МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Ольга
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста; в настоящее время данная проблема приобретает высокую актуальность, так как мелкая моторика влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на его общее и речевое развитие.

Дошкольные годы - идеальное время для формирования здоровых привычек и изучения новых моделей поведения для детей разного возраста, дети обычно испытывают быстрый рост во всех областях развития.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах

Повышение эффективности дошкольного образования предусматривает исследование ряда психолого-педагогических проблем, среди которых главное место занимает проблема развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что формирование мелкой моторики у детей раннего возраста, когда особенно происходит развитие психических процессов, будет гораздо эффективнее, чем в более старшем возрасте.

В раннем возрасте происходит формирование большинства умений и навыков. Уровень развития двигательной активности ребенка зависит от его психического и физического развития. В раннем детстве начинается развитие нервной системы и моторики, которые обеспечивают навыки достижения социального взаимодействия.

С понятием «мелкая моторика» мы сталкиваемся очень часто. Мелкая моторика рук на первый взгляд - это ловкость пальцев и кистей, позволяющая выполнять разные действия любой сложности. На самом деле, мелкая моторика - это сложный, физиологический процесс, координирующий работу зрительной, нервной и мышечной систем организма. Она задействует наше пространственное восприятие, мышление и воображение.

Еще издавна люди учились выполнять руками сложную и кропотливую работу, требующая внимания и усидчивости. Из поколения в поколение совершенствовались движения пальцев рук, происходило увеличение площади двигательной проекции. Так, параллельно шло развитие руки и речи. Также шло и развитие речи ребенка. Поначалу происходит развитие движения рук, после плавно появляются первые артикуляционные слоги, слова, и речь совершенствуется.

К мелкой моторике можно отнести разнообразные движения и жесты, начиная от самых простых (захват ручкой ребенка предмета) до сложных (рисование, письмо).

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с раннего возраста. Уже с младенческого возраста нужно воздействовать на активные точки, связанные с головным мозгом, массировать пальчики. Далее, когда ребенок будет начинать понимать окружающий мир, можно показывать и выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками и стихами. Ребенку будет это нравиться, так как благодаря потешкам и стихам появляются дополнительные, радостные эмоции, а, соответственно, упражнения на развитие мелкой моторики рук ребенок запомнит и быстро, и может в дальнейшем выполнять их самостоятельно [4].

Созревание двигательных навыков человека происходит постепенно. Это зависит от нескольких факторов, включая, помимо прочего: индивидуальные различия, состояние здоровья, качество нервно-мышечных структур и стимулирующие факторы. Маленькие дети активны через короткие промежутки времени, и их способность к непрерывной деятельности возрастает по мере их роста и взросления.

Будущая личность детей формируется на ранней стадии, развивая навыки интеграции в общество; дошкольное образование обеспечивает формирующую основу в интеллектуальном, эмоциональном, социальном, физическом и эмоциональном плане, способствуя всестороннему развитию детей.

У многих современных детей часто отмечается моторное отставание. Моторика рук слабо развита, мышечная работа нескоординированна, что приводит к другим трудностям. Дети с плохо развитой моторикой не могут правильно держать ложку, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Им часто бывает трудно выполнять просьбы, собирать мелкие игрушки, постепенно они отказываются от занятий по лепке и аппликации, у них нет желания выполнять это действие, так как у них не получается выполнить так, как у других детей. Нарушения мелкой моторики в раннем возрасте могут привести к неуспеваемости в учебе, низкой самооценке и фрустрации у пораженных детей. Дети часто чувствуют себя ненужными, что влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие.

Отсутствие навыков мелкой моторики может замедлить процесс обучения и воспитания на начальном уровне, тем более, когда родители и педагоги не знают или ограничены в своих стратегиях содействия психомоторному развитию.

Приобретение соответствующих возрасту социальных навыков является основной предпосылкой благоприятного психосоциального развития детей. Некоторые люди могут быстро освоить новые двигательные моторные навыки, в то время как другим требуется больше времени. В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью по формированию навыков речи, развитию навыков самообслуживания.

Педагогам и родителям важно уделять достаточно времени ребенку для развития мелкой моторики. Поэтому в работе с детьми педагоги и родители должны придерживаться общих правил и взаимодействовать совместно. Все упражнения и игры проводятся под контролем взрослого. Для совместных занятий и игр с ребенком раннего возраста обязательно нужно придумать интересный сюжет, должен быть «сюрпризный момент». Упражнения следует выбирать в зависимости от умений ребенка, ни в коем случае не допускать переутомления.

Родители и педагоги, которые посвящают достаточно времени ребенку, решают сразу множество задач, а именно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, стимулируют развитие речи ребенка, готовят к овладению навыков письма. С помощью игр и упражнения по развитию мелкой моторики в раннем детстве ускоряется развитие всех речевых областей, а при наличии дефектов речи, позволяет как можно быстрее их исправить. Ребенок может самостоятельно избежать многих проблем в дальнейшем обучении и его развитии.

По этой причине утверждается, что мелкая моторика готовит ребенка к интеллектуальной деятельности. Игровые действия развивают такие действия, как: разрыв, изгиб, склеивание, склеивание, рисование и другие. В этом смысле мелкая моторика позволяет овладеть движением тела, общением и отношением ребенка к окружающей среде с помощью небольших и очень точных действий [3].

Нужно поощрять творческую активность ребенка, хвалить его за успехи. Хорошо стимулируемый ребенок, даже тот, у кого есть какие-либо расстройства или проблемы со здоровьем, станет полезным человеком для себя и общества, поскольку он сможет достичь как можно большей автономии и самооценки, что будет обращено вспять на благо общества. Ребенку можно предлагать самому придумывать какие-либо упражнения и движения рук [1].

В раннем возрасте ребенок должен учиться через игры. Через детские игры у ребенка проходят первые навыки рисования, письма, изучения музыки и танцев. Очень важно создать все условия маленькому ребенку для максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Играть с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, чтобы добиться большего результата.

В раннем возрасте с детьми для развития мелкой моторики полезны игры с сыпучим материалом (песок, крупы); упражнения и игры с рванием, комканием бумаги для развития хватания и ловкости рук; игры с водой.

Пальчиковые игры - основные игры, которые используются в детском саду для развития мелкой моторики рук. Чаще всего по просьбе детей каждая свободная минута в детском саду занята именно пальчиковыми играми. Они требуют участия обеих рук, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрируется внимание на одном виде деятельности. Если ребенок знает хотя бы одну пальчиковую игру, он с легкостью будет придумывать новую инсценировку для других стихов и песен, которые знает. Пальчиковые игры и гимнастика положительно воздействует на здоровье ребенка.

Практика показывает, что также детям очень нравятся игры с прищепками. Первоначально ребенок только может снимать прищепки с готовых шаблонов (ежика, солнышка, тучки и т. д). После, он может надевать их самостоятельно, развивается сила рук, моторная работа движения пальцев.

Мозаика тоже развивает ловкость рук, хватание мелких предметов, а также способствует развитию творческих и умственных способностей ребенка.

Для развития мелкой моторики в раннем детстве нужно подключать фантазию, так как здесь можно использовать множество идей в играх, использовать разнообразные предметы, игрушки-вкладыши, специальные игрушки, сделанные своими руками. Для создания таких игрушек можно привлекать и самих детей. Им понравится создавать самим игрушки из соленого теста, поделки из природного материала, игры с различными шнуровками и пуговицами и т. д. Дидактический материал должен быть ярким и красочным, чтобы у ребенка было желание и настроение играть в эти игры.

Различные игры-шнуровки также хорошо развивают мелкую моторику рук. При этом ребенок не только развивает мелкую моторику рук, но и получает много новой, познавательной информации, также ребенок становится более самостоятельным. Игры-шнуровки готовят на будущее руки к письму, развивают усидчивость, что очень важно для ребенка. Движениями пальцев рук стимулируется развитие центральной нервной системы, от этого напрямую зависит уровень развития речи детей, его восприятие. Именно с помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, текстуре и величине.

Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи ребенка, развивает координацию движения и речевые центры коры головного мозга, улучшается чувство ритма, артикуляционная моторика, развивается внимание, память, наблюдательность и самостоятельность, также повышается уровень положительных эмоций. Главное учитывать индивидуальные особенности ребенка [2].

Сенсорное развития напрямую зависит от мелкой моторики рук, так как осязание - то чувство, при котором человек получает огромное количество информации в окружающем нас мире. Поэтому, можно сказать, что формирование музыкальных, изобразительных и других способностей также зависит от уровня развития мелкой моторики, развития ощущения и восприятия.

Правильное развитие мелкой моторики в раннем детстве помогает также сформировать сенсомоторную координацию. Ребенок изучает окружающий мир с помощью зрения, а движения становятся более точными, если ребенок умеет их контролировать. Глаз обучает руку, а рука обучает глаз с помощью ручных движений, которые открывают ребенку множество информации окружающей действительности. Трогая предмет руками, ощупывая его, ребенок понимает причинные связи. Он активнее начинает использовать руки и пальцы, чтобы повторить или осуществить увиденное и реализовать задуманное. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, имеет достаточно развитую память, мышление, связную речь. Он умеет рассуждать логически, ребенок легко воспринимает любую данную ему информацию взрослыми [5].

Таким образом, работа будет эффективной, если: осуществляется педагогически разумное распределение ролей и функций среди воспитанников и педагогов в данном ходе. Сформирована установка детей на общую деятельность, они понимают её цели и обретают в ней свой смысл; создаются условия беспрекословного выбора ребенком видов, способов деятельности, ролей; каждый участник способен реализовать себя, добиться успеха, отсутствует подавление, принуждение со стороны педагога. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире.

Список использованных источников и литературы:

1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 101-114.

2. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 192 с.

4. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. - М. : ЭКСМО, 2007.

5. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 1 июля 2024 в 23:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалкиПередвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД