Анна Панюхина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка.
Доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Уровень развития мелкой моторики определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Поэтому, я считаю, что важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников.
Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Организуя работу с детьми разновозрастной группы по развитию мелкой моторики, я использовала как уже известные при мы, так и нетрадиционные. Традиционные и нетрадиционные игры и упражнения я подбирала таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга и могли быть реализованы в разных видах детской деятельности, в зависимости от конкретных условий и уровня развития детей. Нетрадиционные при мы позволили мне разнообразить детскую деятельность и вызвать у детей стойкий интерес к предлагаемым упражнениям. Для этого я активно использовала массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности. Игры с кусочками поролона, бумаги, кольцами, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно в руке, упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Большое внимание я уделяла пальчиковым играм. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки — ладушки», «Сорока — белобока», «Мальчик — пальчик» и др.
Еще одной из удачных находок, широко используемых мною в работе с детьми, считаю, тренажеры с прищепками.
Игры с прищепками – это занятие с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно сделать другие вещи. Например, детям предлагается подобрать лучики для солнышка, иголочки для елки, волосы для колобка, плавники для рыбки или подобрать к геометрическим фигурам на карточке прищепки нужного цвета
Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций с сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.
Для игр с крупами подойдет гречка, просо, фасоль, семечки, горох, ну и конечно, различные емкости, ложечки и сито
Для совершенствования тонких движений кисти я использовала пособие «Золушка» - (дети перебирают перемешанную крупу, «Рисунок на крупе». Крупу использовала для создания пособий «Обведи пальчиком дерево», «Покажи, как ползет гусеница».
Также в работе по развитию мелкой моторики я широко использовала и игры с пробками Я пришла к выводу, что благодаря развивающим играм с пробками, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно-образное мышление. С помощью пробок отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Для развития соотносящих действий и совмещения предметов и их частей, предлагала детям нанизать бусы из пробок, украсить зонтик, «нарисовать» из пробок узор и т. д
Детям очень нравится играть с пуговицами. Ребенка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.
Разнообразие материала – пуговицы разные по форме, фактуре, размеру, цвету не успевают надоедать ребенку. Игры с пуговицами хорошо использовать в период адаптации детей к детскому саду. Они способствуют снятию эмоционального напряжения, формируют доверительное отношение педагога с детьми, развитию мелкой моторики рук.
Так как детям нравится играть с песком, то на данном этапе мною поощрялось их стремление создавать песочные постройки, оставлять след от ладошки на песке, находить сходство узоров с объектами окружающего мира (цветок, солнышко, капелька дождя, облачко, ежик и пр.) .
В своей работе я часто практикую игры с "кинетическим песком". Для этого я создала "Уголок Волшебного песка". Детям очень нравиться играть с «волшебным» песочком. Он приятен на ощупь, абсолютно не токсичен и не вызывает аллергии, не оставляет следов на руках.
Еще я активно внедряю такую несложную, интересную и увлекательную для детей любого уровня развития художественную деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, как работа с тестом.
Работа с этим материалом приносит огромное удовольствие детям. Тесто можно рвать, тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений! Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию Лепка из теста способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного мышления. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Наблюдая за детьми, я заметила, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать и т. д.) Проанализировав поведение детей, я пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Для этого я, совместно с родителями группы, изготовила доску бизиборд, на которой у детей появилась возможность изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности.
На деревянной поверхности я расположила различную фурнитуру: шпингалеты, выключатель, дверные петли, розетку, зеркальце, спиннер, дверной звонок, шнурки, прищепки, пластиковые крышки, колесики, счеты застежки, держатель для проводов, дверные петли, крючок и др… Доска бизиборд не занимает отдельного места, наоборот, вносит дополнительный декоративный штрих в оформлении группы
Вот такие мягкие развивающие книжки, одну из которых я сшила сама, очень нравятся детям дошкольного возраста.
В этом возрасте мягкие развивающие книжки становятся любимой игрушкой. Книги из фетра и ткани мягкие, теплые на ощупь приятные для поглаживания. Дети любят с ними играть. И эти книжки могут обладать большим развивающим потенциалом. Это лучший тренажер для развития ума детей. Дети любят разнообразие, поэтому можно оснастить мягкую книжку не только удобными для нас липучками, но вшить в нее замки-молнии, вставить кнопки, пришить пуговицы
Для развития мелкой моторики рук у детей, я использую рамки - вкладыши, которые представляют собой панель с отверстиями или прорезями-окошками, которую должен ребенок закрыть.
В процессе игры с такими игрушками ребенок учится соотносить величину и форму предметов, координирует свои действия, развивает мышление и фантазирует
Такие рамки бывают самые разнообразные и очень нравятся детям
Настольные кистевые тренажеры.
Ребенку в игровой форме предлагается провести пальцем одной руки или двумя руками одновременно по углублениям, которые представляли собой «опредмеченные» прямые, волнистые, зигзагообразные, спиралевидные линии, геометрические фигуры. Эти упражнения способствуют формированию формообразующих движений руки, развитию умения регулировать направленность, амплитуду и скорость движений при проведении линий в разных направлениях.
Дети с удовольствием играют в такие тренажеры.