Светлана Пашкова
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Из опыта работы. Светлана Пашкова
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Свою работу с детьми организовала через различные виды деятельности: занятия, совместная и самостоятельная деятельности.
Я использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
А вот чтобы работа по развитию мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использовала разнообразные приемы:
Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений, которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок.
Перебирание и сортировка круп и семян, выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д
Шнуровка на различных предметах. Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
Для развития ручной умелости важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности:
рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Дети
учились контролировать силу нажима, соблюдение контуров предметов.
Игры с мелкими предметами. При помощи мозаики, прищепок, счетных палочек, детям предлагалось выложить узор, лесенку, снежинку, с помощью кружков из плотной бумаги- фигурки. Пальчиковый театр.
В итоге моей работы по данной теме я ожидала следующие результаты:
- развитие мелкой моторики у детей соответственно их возрасту;
- нормализация речевой функции;
- развитие воображения, логического мышления, зрительного и слухового восприятия;
- улучшение координации и точности движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;
- улучшение общей двигательной активности.
В конце года была проведена итоговая оценка качества развития. Результаты показали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики рук. Речь детей стала более активной, дети стали увереннее держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги.
В перспективе планируется дальше продолжать работу по развитию мелкой моторики рук :
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду играми и дидактическим материалом;
2. Продолжать активную работу с родителями;
3. Изучать литературу и пособия по данной теме;
4. Искать новые методические приемы, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности