Мария Худякова
Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации
▼ Скачать + Заказать документы
На ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями, психологами ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности. В последнее время, педагоги обращают внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большинство детей испытывают затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливают содержимое, не успев донести до рта, пачкают стол и одежду. Также дети испытывают сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Хочется отметить, что у детей проживающих в благополучных семьях, как правило данная проблема возникает в возрасте до 7-9 лет. В наших же учреждениях возрастной порог отсутствует. Согласно диагностике проведенной в нашем центре из 80 детей в возрасте от 3 – 16 лет, развитие мелкой моторики на должном уровне выявилось лишь у 8 человек. Таким образом, около 90 % детей проходящих социальную реабилитацию в центре, на момент поступления имели не развитую мелкую моторику.
Для решения данной проблеммы был разработан проект, цель которого – совершенствование процессов реабилитации и социализации воспитанников по средствам формирования и развития мелкой моторики рук у воспитанников.
Задачи проекта:
1. Формировать ключевые социальные компетенции воспитанников.
2. Развивать мелкую моторику рук воспитанников.
Работа выстроена на принципах:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины).
- рисование (пальчиками, пластилином, лабиринты).
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
В работе с детьми активно используются следующие технологии:
- Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы реабилитации личность ребенка, обеспечение комфортных условий в учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
- Технология сотрудничества реализует принцип равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, праздники, развлечения).
- Технологии проектной деятельности:
• «Игровые»— упражнения, участие в коллективном творчестве (коллаж, коллективная работа) ;
• «Арт-терапия»
• «Повествовательные», при работе дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной и художественной форме;
• «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.
- Информационно-коммуникационные технологии
Проект состоит из пяти уровней:
1. Предварительная диагностика
2. Базовый.
3. Внутренний.
4. Внешний.
5. Итоговая диагностика.
Первый уровень «Предварительная диагностика» предполагает определение уровня сформированности мелкой моторики рук у воспитанника.
Методы:
• Беседа.
• Наблюдение
• Анализ продуктов деятельности (ребенку даются несколько заданий разной сложности и оценивается, то как ребенок с ними справляется).
Второй уровень «Базовый» включает в себя традиционный и не традиционный метод по развитию мелкой моторики рук. К традиционному относится разработанный сборник из 30 игровых упражнений направленных на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей.
Упражнения поделены на 4 группы: с различными предметами и материалами, с крупами, с пластилином, пальчиковые игры.
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, крупами, пластилином, песком.
Развивающие :
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Первая группа – игровые упражнения с различными предметами и материалами.
Задачи:
- Развитие хватания.
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Формирование ручных умений.
- Развитие осязания.
- Развитие мышления и воображения.
Материалы:
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
- Показ действий.
- Действия руками ребенка.
- Поэтапная словесная инструкция.
Организация занятий. Дети часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:
- не допускать переутомления детей — сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
- уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать воспитанников;
- занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.
Порядок работы
Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.
Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.
Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает воспитанников. В случае затруднения они могут потерять интерес к деятельности. Чтобы этого не произошло, помогите: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно.
Меры предосторожности
Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности — не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).
Вторая группа – игровые упражнения с крупами.
Задачи:
- тренировка и массаж пальцев;
- снятие нервного напряжения,
- стимулировать развитие чувственного восприятия,
- развитие осязания детей,
- стимулируют процесс их речевого и умственного развития,
-развивают слуховое восприятие;
- развитие усидчивости, аккуратности;
-обогащается сенсорного опыта.
Материал:
Кукурузная, манная крупа, горох, фасоль.
Третья группа – игровые упражнения с пластилином.
Задачи:
- развивать и укреплять мелкую моторику рук;
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы;
- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.
Методы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание, направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Материал: пластилин, доска для лепки, картон, бусинки разных размеров.
Четвертая группа – пальчиковые игровые упражнения.
Задачи:
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания.
Метод обучения - показ действий, действия руками ребенка. Самостоятельные действия ребенка.
Организация занятий:
Непосредственно – образовательная деятельность проводится индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно прово-дить в перерывах между занятиями, на прогулке.
К не традиционным методам развития мелкой моторики, который был внедрен в работу, и полюбились не только мне, но и детям относится Су-Джок терапия.
В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.
В реабилитационной работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма.
Цель использования элементов су-джоктерапии - развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр с помощью массажера Су - Джок.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
• стимулировать проекции речевых областей в коре головного мозга;
• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;
• развивать зрительно – моторную координацию;
• развивать психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;
• внедрять здоровьесберегающую технологию в реабилитационный процесс.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок массажеров легко.
• Доступность –шарики свободно продаются в аптеках, цена в пределах 40 рублей за штуку.
В комплект входят:
• массажный шар, мы с детьми его называем «ежик»,
• два металлических массажных эластичных кольца.
В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:
• Массаж специальным шариком.
Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
В каждом шарике есть «волшебные» колечки.
• Массаж эластичным кольцом.
Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем несколько раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей. Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.
Су-джок терапию провожу поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок и правилами его использования. Массажер Су-Джок я ввожу постепенно. Сначала я беру мягкий резиновый массажный шарик, потом жетский пластмассовый массажный мяч меньшего размера и уже в заключении использую массажер Су-Джок. На данном этапе происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях и играх (разучиваем движения в соответствии с текстом упражнения).
Далее практическая работа: выполнение пальчиковой гимнастики «Ёжик» (массажные шары) и «Мальчик – пальчик» (эластичные кольца).
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
В результате использования Су-Джок терапии:
• развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;
• развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.
Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Третий уровень «Внутренний». Воспитанники начинают включаться в конкурсные мероприятия, по прикладным видам деятельности, проводимые в отделении «Временный приют:
• ежедневные тематические работы по ИЗО деятельности, лепке из пластилина, теста, работы в технике торцевания, изонить и т. д.
• Участив в конкурсах отделения по различным видам прикладной деятельности. Получение ценных призов. Повышение статуса внутри коллектива сверстников и воспитателей. Реализация своего творческого потенциала.
Четвертый уровень «Внешний». Дети достигшие хороших показателей по развитию мелкой моторики привлекаются к участию в дополнительных кружках и секциях поселка Рефтинский (ЦДТ. ЦКиИ библиотека). Воспитанники очень активно самореализуются в таком виде деятельности как «Декупаж». Данный кружок находится в ЦДТ п. Рефтинский. Дети уже традиционно занимают там призовые места на различных конкурсах. Многие отмечены дипломами за участие. Отмечу что занятия по декупажу одинаково интересно как девочкам так и мальчикам. Свои работы дети с удовольствием дарят родственникам, педагогам учреждения. Возникает чувство товарищества помощи при выполнении сложных деталей. Дети советуются друг с другом в выборе цвета, орнаментов, находят совместные решения из нестандартных ситуации. Что конечно же благоприятно сказывается на их социализации и реабилитации.
Пятый уровень «Итоговая диагностика». При отчислении ребенка воспитатель сравнивает имеющийся результат развития мелкой моторики с результатом «Предварительной диагностики. На основании полученной информации делается вывод.
Работая по данному проекту по результатам итоговых диагностик можно увидеть, что удалось достигнуть следующих результатов: у 70% детей удалось развить мелкую моторику до нормы.
Вместе с тем в повседневной жизни у детей стали отмечаться следующие социально – реабилитационные результаты :
- дети научились завязывать шнурки на обуви, шапки, застегивать пуговицы, заправляться – внешний вид стал социально – приветствуемый.
- дети научились выполнять различные поделки в прикладных видах деятельности, тем самым подняв свою самооценку «Я могу», появилась уверенность в себе. Лучшие работы участвовали в конкурсах, были награждены дипломами, что опять же поднимает социальный статус ребенка.
- учителя отмечали более аккуратный почерк воспитанников, развитие способности к мыслительным операциям, усидчивость, внимательность
И соответственно развитие познавательной сферы, социализация.