Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации

Мария Худякова
Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации
▼ Скачать + Заказать документы

На ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями, психологами ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности. В последнее время, педагоги обращают внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большинство детей испытывают затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливают содержимое, не успев донести до рта, пачкают стол и одежду. Также дети испытывают сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации» размещена в разделах

Хочется отметить, что у детей проживающих в благополучных семьях, как правило данная проблема возникает в возрасте до 7-9 лет. В наших же учреждениях возрастной порог отсутствует. Согласно диагностике проведенной в нашем центре из 80 детей в возрасте от 3 – 16 лет, развитие мелкой моторики на должном уровне выявилось лишь у 8 человек. Таким образом, около 90 % детей проходящих социальную реабилитацию в центре, на момент поступления имели не развитую мелкую моторику.

Для решения данной проблеммы был разработан проект, цель которого – совершенствование процессов реабилитации и социализации воспитанников по средствам формирования и развития мелкой моторики рук у воспитанников.

Задачи проекта:

1. Формировать ключевые социальные компетенции воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук воспитанников.

Работа выстроена на принципах:

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

• Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности.

• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины).

- рисование (пальчиками, пластилином, лабиринты).

Формы организации деятельности:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

В работе с детьми активно используются следующие технологии:

- Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы реабилитации личность ребенка, обеспечение комфортных условий в учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

- Технология сотрудничества реализует принцип равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, праздники, развлечения).

- Технологии проектной деятельности:

«Игровые»— упражнения, участие в коллективном творчестве (коллаж, коллективная работа) ;

«Арт-терапия»

«Повествовательные», при работе дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной и художественной форме;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

- Информационно-коммуникационные технологии

Проект состоит из пяти уровней:

1. Предварительная диагностика

2. Базовый.

3. Внутренний.

4. Внешний.

5. Итоговая диагностика.

Первый уровень «Предварительная диагностика» предполагает определение уровня сформированности мелкой моторики рук у воспитанника.

Методы:

• Беседа.

• Наблюдение

• Анализ продуктов деятельности (ребенку даются несколько заданий разной сложности и оценивается, то как ребенок с ними справляется).

Второй уровень «Базовый» включает в себя традиционный и не традиционный метод по развитию мелкой моторики рук. К традиционному относится разработанный сборник из 30 игровых упражнений направленных на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей.

Упражнения поделены на 4 группы: с различными предметами и материалами, с крупами, с пластилином, пальчиковые игры.

Задачи:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

- формирование практических умений и навыков;

- обучать различным навыкам работы с бумагой, крупами, пластилином, песком.

Развивающие :

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Первая группа – игровые упражнения с различными предметами и материалами.

Задачи:

- Развитие хватания.

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Формирование ручных умений.

- Развитие осязания.

- Развитие мышления и воображения.

Материалы:

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

- Показ действий.

- Действия руками ребенка.

- Поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий. Дети часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

- не допускать переутомления детей — сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;

- уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

- обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать воспитанников;

- занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.

Порядок работы

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.

Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает воспитанников. В случае затруднения они могут потерять интерес к деятельности. Чтобы этого не произошло, помогите: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно.

Меры предосторожности

Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности — не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).

Вторая группа – игровые упражнения с крупами.

Задачи:

- тренировка и массаж пальцев;

- снятие нервного напряжения,

- стимулировать развитие чувственного восприятия,

- развитие осязания детей,

- стимулируют процесс их речевого и умственного развития,

-развивают слуховое восприятие;

- развитие усидчивости, аккуратности;

-обогащается сенсорного опыта.

Материал:

Кукурузная, манная крупа, горох, фасоль.

Третья группа – игровые упражнения с пластилином.

Задачи:

- развивать и укреплять мелкую моторику рук;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы;

- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.

Методы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание, направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: пластилин, доска для лепки, картон, бусинки разных размеров.

Четвертая группа – пальчиковые игровые упражнения.

Задачи:

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Развитие внимания.

Метод обучения - показ действий, действия руками ребенка. Самостоятельные действия ребенка.

Организация занятий:

Непосредственно – образовательная деятельность проводится индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно прово-дить в перерывах между занятиями, на прогулке.

К не традиционным методам развития мелкой моторики, который был внедрен в работу, и полюбились не только мне, но и детям относится Су-Джок терапия.

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

В реабилитационной работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма.

Цель использования элементов су-джоктерапии - развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр с помощью массажера Су - Джок.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

• стимулировать проекции речевых областей в коре головного мозга;

• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;

• внедрять здоровьесберегающую технологию в реабилитационный процесс.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок массажеров легко.

• Доступность –шарики свободно продаются в аптеках, цена в пределах 40 рублей за штуку.

В комплект входят:

• массажный шар, мы с детьми его называем «ежик»,

• два металлических массажных эластичных кольца.

В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:

• Массаж специальным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В каждом шарике есть «волшебные» колечки.

• Массаж эластичным кольцом.

Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем несколько раз в день.

Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей. Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.

Су-джок терапию провожу поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с Су-Джок и правилами его использования. Массажер Су-Джок я ввожу постепенно. Сначала я беру мягкий резиновый массажный шарик, потом жетский пластмассовый массажный мяч меньшего размера и уже в заключении использую массажер Су-Джок. На данном этапе происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях и играх (разучиваем движения в соответствии с текстом упражнения).

Далее практическая работа: выполнение пальчиковой гимнастики «Ёжик» (массажные шары) и «Мальчик – пальчик» (эластичные кольца).

III этап.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

В результате использования Су-Джок терапии:

развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;

развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Третий уровень «Внутренний». Воспитанники начинают включаться в конкурсные мероприятия, по прикладным видам деятельности, проводимые в отделении «Временный приют:

• ежедневные тематические работы по ИЗО деятельности, лепке из пластилина, теста, работы в технике торцевания, изонить и т. д.

• Участив в конкурсах отделения по различным видам прикладной деятельности. Получение ценных призов. Повышение статуса внутри коллектива сверстников и воспитателей. Реализация своего творческого потенциала.

Четвертый уровень «Внешний». Дети достигшие хороших показателей по развитию мелкой моторики привлекаются к участию в дополнительных кружках и секциях поселка Рефтинский (ЦДТ. ЦКиИ библиотека). Воспитанники очень активно самореализуются в таком виде деятельности как «Декупаж». Данный кружок находится в ЦДТ п. Рефтинский. Дети уже традиционно занимают там призовые места на различных конкурсах. Многие отмечены дипломами за участие. Отмечу что занятия по декупажу одинаково интересно как девочкам так и мальчикам. Свои работы дети с удовольствием дарят родственникам, педагогам учреждения. Возникает чувство товарищества помощи при выполнении сложных деталей. Дети советуются друг с другом в выборе цвета, орнаментов, находят совместные решения из нестандартных ситуации. Что конечно же благоприятно сказывается на их социализации и реабилитации.

Пятый уровень «Итоговая диагностика». При отчислении ребенка воспитатель сравнивает имеющийся результат развития мелкой моторики с результатом «Предварительной диагностики. На основании полученной информации делается вывод.

Работая по данному проекту по результатам итоговых диагностик можно увидеть, что удалось достигнуть следующих результатов: у 70% детей удалось развить мелкую моторику до нормы.

Вместе с тем в повседневной жизни у детей стали отмечаться следующие социально – реабилитационные результаты :

- дети научились завязывать шнурки на обуви, шапки, застегивать пуговицы, заправляться – внешний вид стал социально – приветствуемый.

- дети научились выполнять различные поделки в прикладных видах деятельности, тем самым подняв свою самооценку «Я могу», появилась уверенность в себе. Лучшие работы участвовали в конкурсах, были награждены дипломами, что опять же поднимает социальный статус ребенка.

- учителя отмечали более аккуратный почерк воспитанников, развитие способности к мыслительным операциям, усидчивость, внимательность

И соответственно развитие познавательной сферы, социализация.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Нестандартное оборудование как способ развития мелкой моторикиНестандартное оборудование как способ развития мелкой моторики О значении и развитии мелкой моторики создано множество научных трудов. В качестве вариантов в своей работе мы применяем пальчиковые игры,.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Развитие мелкой моторики у наших дошколятРазвитие мелкой моторики у наших дошколят .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 11:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации» (включая файлы) размещена пользователем Мария Худякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД