Асначева
Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Публикация «Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше, тем лучше. Вспомним старую добрую «Сороку» или «Ладушки». Эти незамысловатые забавы весьма полезны. По данной теме я провели родительское собрание, анкетирование родителей, познакомили их с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми методами нетрадиционного рисования, оригами, выкладывание фигур из счётных палочек.
Родители удивились простому пальчиковому массажору из еловых шишек, шишку которую нужно катать между ладонями 3 - 4 минуты в день, использование фасолевых, гороховых, крупяных «ванночек», изготовление бус из макарон, из тыквенных семечек, рисование пальчиковыми красками, по мимо основной цели – развития моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться. Для этого насыпаем на поднос крупу или муку, можно молотый кофе и пальчиком создаем шедевр, если что-то не понравилось, встряхнули и у нас снова чистый лист для творчества.
Для развития моторики много игр и одной из них является очень интересная игра «Золушка» смешиваем фасоль и горох и просим ребенка перебрать их по разным баночкам. Такими играми родители могут занять ребенка и дома.
Я предложила родителям организовать выставку поделок и игр на развитие мелкой моторики и они проявили свою богатую фантазию, используя в своих работах.
Родители приготовили на откручивании и закручивании пробок, это нос, пуговицы у клоуна, вишенки. Застегивание и расстегивание пуговиц в панно (грибы, бабочки, облака) .Интересны оказались «мякиши» выполненные из воздушного шарика, заполненного мукой, картины, композиции из природного материала, круп.
Данные пособия мы будем использовать в работе с нашими детьми по развитию моторики.
Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для маленького ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статические и динамические движения.
В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.
Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.
Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.
1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3-я группа пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов.
В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением) ; сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям.
Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например: игра «Скакалка».
Цель. Тренировать большие пальцы рук. Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:
Как у нашей Алочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Алочка
Ручки у скакалочки.
Пальчиковые игры с использованием атрибутики
В пальчиковых играх второй группы используем различную атрибутику, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем дидактическую игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.
Упражнение «Фасолинка».
Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:
а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:
Мы фасолинку в двух пальцах помнем,
О фасолинке зеленой мы споем.
г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:
Катись, фасолинка, за окошко,
Катись, фасолинка, к нам в лукошко.
Ты катись, фасолинка, по столу,
Развлекай, фасолинка, детвору.
Пальчиковые игры с предметами.
Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.
Упражнение «Лыжник».
Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев. Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.). Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.
Маршрут можно задавать в стихотворной форме:
Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,
И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.
Дерево мы обошли Мы сугроб обошли
И дальше пошли. И дальше пошли.
Используем пальчиковые игры в непосредственной образовательной деятельности, во время игры, в режимных моментах. Детям очень нравится рассказывать маме вечером, что они быстрее всего запомнили.
Например :
Этот пальчик – дедушка, (поглаживаем большой палец)
это пальчик – бабушка, (указательный)
этот пальчик – папа, (средний)
это пальчик – мама, (безымянный)
этот пальчик –я. (мизинчик)
Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши) .
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много : нетрадиционные техники рисования, пластилинография, шнуровки. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.