Ирина Брыкалова
«Развитие математических представлений детей 5–6 лет с использованием палочек Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 126» г. Ярославль
Подготовила: Брыкалова Ирина Владимировна
«Развитие математических представлений детей 5-6 лет с использованием палочек Кюизенера»
Публикация «„Развитие математических представлений детей 5–6 лет с использованием палочек Кюизенера“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Представляем вашему вниманию занятия с палочками бельгийского математика Кюизенера. Это современная образовательная технология, которая реализуется в нашей группе.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.
Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше трех лет. Занятия с их использованием желательно проводить в системе, чтобы дети не теряли приобретенные навыки.
Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 5-6 лет :
• Знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
• Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Который? Сколько?»
• Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
• Закрепление умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
• Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
• Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
•Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр-занятий:
«Море волнуется»
Цель. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
Материал. Карточка; набор счетных палочек.
Описание
Предлагается детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции.
– Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.
– Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой. Повторите выкладывание волн еще два раза.
Вопросы
– Сколько волн получилось?
– Какая волна длиннее – первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить.)
– На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?
– Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?
Работа парами
– Сравните высоту волн.
– Какое число обозначают палочки, изображающие волны?
– Какие палочки по высоте?
«Изменение конструкции дома»
Цель. Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание
Предлагается детям сделать высокий дом с окошками. Затем сделать рядом длинный дом.
В зависимости от того, как ребенок воспримет инструкцию, могут быть такие варианты постройки:
– дом, в основе которого, – высота предыдущего дома;
– длинный дом, в котором несколько раз повторяется предыдущий дом;
– ребенок выбирает длину дома по своему усмотрению.
– Чем первый дом отличается от второго?
– В каком доме больше окон? Как это узнать, не считая их? (Попарно сравнить.)
– На сколько фундамент второго дома длиннее первого?
– Если фундамент второго дома длиннее, то на сколько фундамент первого дома короче?
– Какого цвета палочка-фундамент первого дома и какое число она обозначает?
– Какого цвета палочка-фундамент второго дома и какое число она обозначает?
– Какое число больше? Меньше? На сколько?
«Угощаем тортом»
Цель: учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, половина. Закрепить понятие «часть меньше целого, целое больше части»
Материал : Цветные счетные палочки : 16 белых палочек, карточка.
Описание
Предлагается детям сделать торт. Сложить нижний корж из 4х кубиков, расположенных в ряд. Сделать из остальных кубиков такие же коржи и положить их друг над другом.
Вопросы:
-из скольких коржей состоит торт?
-какой формы каждый корж?
-у нас получился торт. Разделите его пополам, сколько частей получилось?
-что больше- половина или целое?
-соедените все части вместе. А теперь разделите торт на 4 части. Какие получились части по величине?
-можно ли разделить торт по-другому?
-какой формы получились куски торта?
-соедините все части вместе