Cветлана Сергеева
Развитие логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (знанием букв, чисел, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития психических процессов, в частности - мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др., наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера.
Дети с хорошим развитием этого базового компонента готовности к школе обладают лучшей обучаемостью и нередко уже через год обгоняют в своем развитии тех, кто пришел в школу, умея читать и считать.
Поэтому один их важных ориентиров при проведении занятий с детьми дошкольного возраста - включение в содержание занятий упражнений, направленных на развитие мыслительных операций.
Другим важным направлением занятий является создание проблемных ситуаций, поиск способов разрешения этих ситуаций самими детьми (при незначительной помощи взрослых).
Главная задача состоит в том, чтобы не сообщать ребенку информацию, а создать условия для его собственных наблюдений и размышлений.
Наконец, еще один, не менее важный принцип - использование на каждом занятии индивидуального дидактического материала. Процесс познания наиболее интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. Поэтому необходимо, чтобы познавательная работа с дидактическими материалами проходила «через руки» каждого ребенка.
Надо понять, что значит «играть в математику». Дети не видят, что их чему-то обучают. Они думают, что только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, измеряют, более того - решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. И моя роль в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Обучая маленьких ребят в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Игровые ситуации, как правило, вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнении разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
На занятиях я привлекаю детей к оценке результатов не только своих собственных действий, но и сказочных героев, других детей, пользуясь при этом только положительной оценкой, стимулирующей детскую активность и желание заниматься умственной деятельностью.
Хорошо известные всем счетные палочки у нас не только счетный материал. С их помощью в доступной для детей форме я знакомлю их с началами геометрии.
В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия - таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Кроме обычных счетных палочек, я использую в работе со своими детьми набор палочек X. Кюйзенера и логические блоки Дьенеша.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений: больше-меньше, больше-меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел
Палочки X. Кюйзенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Работая с палочками Кюйзенера, ребята еще в д/саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.
Помимо палочек X. Кюйзенера, я в своей работе с детьми использую логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: кодирование информации, логические операции, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.
Подобные игры способствуют ускорению процесса, развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Используя в работе логические блоки Дьенеша, я убедилась, что они помогают ребенку лучше овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Более того, используя логические блоки, я заметила, что в сознании малышей закладываются начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивается у них способность действовать в уме, осваиваются представления о числах и геометрических фигурах, пространственная ориентировка.
Изменение стиля общения - не бояться быть доброй, ласковой с детьми - помогло мне сделать мой труд радостным.
Если раньше программные задачи были сформулированы как «учить детей», а конечный результат - «дети должны уметь», то в моей работе цели и задачи математического образования формулируются так:
- развивать предпосылки творческого продуктивного мышления,
воображения, образной памяти;
- формировать интерес к математике, воспитывать установку на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ - «Я» ребенка представления как об умном человеке;
- развивать интеллектуальную активность;
-создавать условия для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка;
-обеспечить связь математического образования с целостной душевно-духовной жизнью ребенка.
Ставя эти цели, я отметила, как возросла мыслительная активность детей в играх-занятиях: увеличилось количество задаваемых вопросов и инициативных высказывании. С помощью игр снизилась утомляемость детей, несмотря на усложнение материала.
Игры детей с задачами, кроссвордами, головоломками будут более увлекательными и радостными для них, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребенок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.