Прасковья Местникова
Проект «Развитие логического мышления дошкольников посредством игр математического моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "Теинская начальная школа-детский сад им. А. Т. Старостиной"
с. Огусур, Чурапчинский район, Республика Саха (Якутия)
Проект :
«Развитие логического мышления дошкольников посредством игр математического моделирования»
Автор: Местникова Прасковья Гаврильевна
Публикация «Проект „Развитие логического мышления дошкольников посредством игр математического моделирования“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Знаменитые педагоги прошлого и современности занимались разработкой и последующим внедрением материалов, способствующих освоению детьми представлений о логико-математических связях и зависимостях, развивающих пространственное воображение, способности к моделированию. Математическое моделирование – одно из таких средств. Усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребёнком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций.
В старшем возрасте (5-7 лет) ребёнок стремится не только подражать взрослым в их деятельности, а по мере сил участвовать в ней, понимая конечные цели. Он учится давать оценку полученному результату, сравнивая его с эталоном, представленным в форме наглядного изображения или реального за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов, он заинтересован в реальном результате, который может оценить сам, соотнося его с эталоном. С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребё нка: Овладение навыками непосредственного замещения частей схем моделей реальными предметами – в младшем возрасте. Освоение действий по использованию готовых моделей – в среднем возрасте. Освоение действий по самостоятельному построению моделей по схемам и конструированию новых моделей и их схем – в старшем дошкольном возрасте. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память
Моделирование, с одной стороны, является ступенью для развития конструкторских навыков детей, а с другой – основой для творческого процесса модификации исходной конструкции на более высоком логико-схематическом уровне. Технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным. Использование математического моделирования как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Играя, взаимодействуй с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Актуальность: тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В первую очередь развитие логико-математических представлений ребенка в дошкольном возрасте, во многом определяет его успешность обучения в школе. Решение данных задач позволит детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики, геометрии и информатики. А ведь в современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено “математизацией” и “компьютеризацией” всех сфер жизнедеятельности человека.
Проект : Развитие логического мышления дошкольников посредством игр математического моделирования
Срок реализации проекта : сентябрь 2021 года – май 2022года.
Цель проекта : развитие логико-математических представлений детей посредством математического моделирования.
Задачи:
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
- Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности, развитию активности и инициативности детей.
- Развитие координации движений глаз и мелкой моторики рук.
- Воспитание самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.
Система занятий предусматривает:
- Сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;
- Взаимосвязь математического моделирования с другими видами деятельности – игрой (сюжетно-ролевой, творческой, изобразительной деятельностью, развитием речи, конструированием;
- Реализацию для детей определённых эмоциональных условий (создание атмосферы принятия ребёнка, обеспечения ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, признание его права на самостоятельность, выбор);
- Использование приёмов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребёнка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех);
- Развитие сотрудничества с родителями.
Cодержание проекта :
Процесс математического моделирования с детьми основан на применении плоскостных, пространственных технологий разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок :
1. Плоскостное моделирование : головоломка <<Пифагор>>
2. Плоскостное моделирование : головоломка <<Танграм>>.
3. Плоскостное моделирование : головоломка <<Монгольская игра>>.
4. Плоскостное моделирование : головоломка <<Колумбово Яйцо>>.
5. Плоскостное моделирование : логическая игра-головоломка <<Пентамино>>
6. Моделирование смешанной ориентации (с одной стороне – плоскостной, с другой – пространственной) – кубики <<Сложи узор>> (авторская версия Б. П. Никитина).
7. Освоение дидактических игр по блокам Дьенеша. <<Развивающие игры : блоки Дьенеша и палочки Кюизенера>>.
Предполагаемый результат: развитие наглядно-образного мышления, совершенствованию логико-математических представлений детей, активному усвоению ими математической терминологии, представлений о соотношении частей и целого, теоретико-множественном смысле материалов для моделирования, операциях классификации и сериации.
Этапы знакомства детей с новой игрой:
1 этап: Внесение новой игры в группу. Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап: Собственно игра. Цель: Развивать : логическое мышление, представление о множестве, умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Разнообразие развивающих игр настолько-печатные игры игры на плоскостное моделирование игры на объемное моделирование игры из серии <<Кубики и цвет>> игры на составление целого из частей игры-забавы
Игры на плоскостное моделирование, игры – головоломки, или геометрические конструкторы развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость.
Этапы моделирования :
1. Моделирование фигур из нескольких частей игры по расчленённым образцам методом наложения (образец по масштабу равен силуэту).
2. Моделированию из всех фигур игры по расчленённым образцам меньшего масштаба, без использования наложения.
3. Составление фигур-силуэтов по частично расчленённым образцам.
4. Воссоздание фигур по нерасчленённым образцам контурного характера (образец по масштабу равен силуэту).
5. Задания по моделированию фигур по нерасчленённым образцам контурного характера меньшего масштаба.
6. Составление изображений по собственному замыслу <<Сложи узор>> (авторский вариант Б. П. Никитина) Для обеспечения развития навыков математического моделирования детей после ознакомления их с моделированием на плоскостном материале логично перейти к материалу, имеющему смешанную ориентацию: с одной стороны – плоскостную (для развития уже имеющихся навыков, с другой – пространственную (для расширения спектра навыков). Сущность игры – моделирование из кубиков узора по заданной схеме. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, 4 – цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И третье – придумывать новые узоры.
План ознакомления детей с играми математического моделирования
Срок Тема Организованная деятельность
Сентябрь: Изучение темы, изготовление игротеки Изготовление пособий и атрибутов к занятиям
Октябрь, Ноябрь, Декабрь:
Познакомить детей способами моделирования в игре «Пифагор», «Танграм» Организация игр по освоению детьми плоскостное моделирование в головоломке «Пифагор», «Танграм»
Январь: Познакомить детей способами моделирования в игре «Колумбово яйцо» Организация игр по освоению детьми плоскостное моделирование в головоломке «Колумбово яйцо»
Февраль: Познакомить детей способами моделирования в игре «Монгольская игра»
Организация игр по освоению детьми плоскостное моделирование в головоломке «Монгольская игра»
Март: Познакомить детей способами моделирования в игре с кубиками «Сложи узор» (авторская версия Б. П. Никитина)
Организация игр по освоению детьми плоскостное моделирование в головоломке «Сложи узор»
Апрель: Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизинера Организация игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера.
Май: Закрепление игр по математическому моделированию
Отчет проекта : Организация игр по закреплению
Список использованной литературы:
1. «Давайте поиграем» А. А. Столяр
2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова
3. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая
4. «Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизинера»
5. «Ступеньки творчества и развивающие игры» Б. П Никитин