Ольга Рауэр
Развитие культуры речи посредством сказкотерапии у детей с ОНР
Развитие культуры речи посредством сказкотерапии у детей с ОНР
Данную тему я выбрала в связи с тем, что работаю в группе компенсирующей направленности, с детьми с речевыми нарушениями.
Для дошкольников с ОНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи. Речь фонетически недостаточно оформлена и имеет аграмматизмы. Так же отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден.
Публикация «Развитие культуры речи посредством сказкотерапии у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ученые в области логопедии отмечают, что у детей с ОНР существуют особенности личностного развития. Дети испытывают трудности в дифференциации и выражении личных эмоций.
А сказка является эффективным методом работы с детьми, имеющими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.
Попадая в сказку, дети легко восприимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия – один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которой задействованы все компоненты здоровья детей.
Различают следующие виды сказок :
• дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила
поведения в обществе);
• художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями
человечества;
• диагностическая: в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в
данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
• профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
• медитативная: формирует положительное
состояние малыша (например, перед сном).
Сказкотерапия показана детям, у которых есть:
— Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
— Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать
обратное.
— Страхи и тревоги по самым различным поводам.
— Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Сказкотерапия это :
— Совершенствование вербального языка.
— Развитие фантазии, воображения.
— Развитие способности к глубокому образному
мышлению, установлению причинно-
следственных связей
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
Классическая схема сказкотерапетического занятия, включает в себя:
• повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя
сделали, какой опыт приобрели, чему научились);
• расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую,
активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать
эмоциональный отклик);
• закрепление проигранного (приобрести новый опыт, закрепить новые качества
личности через различные игры, упражнения, символические действия:
путешествия, превращения и т. п., практической деятельности);
• интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью);
• резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его, с тем, который усвоен детьми).
Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда
дети представляют себе что-то заданное ведущим, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности.