Елена Родионова
Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста с использованием универсального пособия «Шнурочные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Ст. воспитатель СП МАДОУ «ДС №30 г. Челябинска»
Родионова Елена Викторовна
Воспитатель Ишметова Анастасия Владиславовна
На протяжении многих веков в психолого-педагогических исследованиях рассматривалась проблема развития творческих способностей личности. В ходе исследования было выявлено, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако довольно часто они не реализуются.
Дети - это активные и любознательные исследователи, которые всегда хотят узнать что-то новое, попробовать необычные эксперименты, создать оригинальные поделки, оживить мир яркими красками и вовлечь взрослых в свои веселые игры. Поэтому необходимо, чтобы образовательная деятельность в ДОО с использованием нестандартных подходов не только развивала интеллектуальные способности, улучшала память и внимание, знакомила с традиционными взглядами и передавала социальный опыт предков, но и помогала детям испытать радость творчества и развивала их способность к нестандартному мышлению. Дошкольный возраст – это лучший возраст для развития этого самого нестандартного мышления.
Моя педагогическая находка – это дидактическое универсальное пособие «Шнурочные истории». Основой пособия являются вязаные шнурки различной длины и цвета. Возможно, вы догадались, почему оно получило именно такое название?. Каждый шнурок или их совокупность — это отдельная, всегда новая и красочная история. Ведь он не дает готовых решений. Вариативность использования вязаных шнурков ограничивается только фантазией педагога и детей. А у последних, как нам известно, она не имеет границ.
Преимущества пособия заключаются в том, что на изготовление данных шнурков подойдет любая пряжа, а вязать их легко и просто, даже детям. Такой материал как пряжа по тактильным ощущениям очень мягкий, поэтому нравится детям. И имеет яркую разнообразную палитру цветов, что также привлекает внимание и интерес ребенка. Сенсорные ощущения лежат в основе такой эмоции, как удовольствие - а это то состояние, которое притягательно для людей (в этом есть и некоторое преимущество вязаного шнурка перед фабричным).
Главное достоинство состоит в том, что «Шнурочные истории» способны решать задачи всех образовательных областей и подходят для любой возрастной группы, а также используется в различных видах детской деятельности.
В игровой деятельности дети активно используют вязаные шнурки в своих играх, а также находят им применение в качестве предметов-заменителей. Например, в сюжетно-ролевой игре «Дом», дети используют шнурки - «Разноцветные макароны», в сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская» - «Бусы для мамы», а также атрибут для создания причесок «Плетение кос».
В двигательной деятельности дети развивают мелкую моторику рук, создавая шнурки, и используя их в организации подвижных игр, как нетрадиционное оборудование. На занятиях по физкультуре и в самостоятельной деятельности детей, шнуры используются для разных общеразвивающих упражнений (подлезание, прыжки на двух ногах, ходьба).
В речевой деятельности данное пособие используется как средство развития речи, ребята с помощью шнурков используют звуковые дорожки для автоматизации звуков. Также развивают, умение составлять короткие рассказы и сочинять небольшие сказки: «Жили-были разноцветные шнурки», «У каждого шнурка есть свой домик» используя, вязаные шнурки.
В конструировании данное пособие служит в качестве плоскостного конструктора, что влияет на развитие зрительного восприятия, мыслительных операций и анализа, развития мелкой моторики рук.
В познавательно-исследовательской деятельности шнурки служат в качестве элементов счета, например, дидактическая игра «Считаем со шнурками», выкладывание из шнурков геометрические фигуры, дидактическая игра «Повтори узор», «Строим теремок». Средства установления разницы длин и ширины, например, дидактическая игра «Разные дорожки», «Какая дорожка шире?», а также могут использоваться мера длины, игра «Сколько кубиков в шнурке». Вязанные шнурки выступают как объект исследования, (длина, ширина, материал, какой на ощупь, когда что-то исследуется или объектов исследования, когда рассматривают разные свойства самих шнурков.
В самообслуживании потребность в шнурках возрастает, так как дети активно их используют в обучении завязывать узелок или бантик, а также учатся завязывать шнурки на обуви различными способами.
В изобразительной деятельности применяются в самостоятельной творческой деятельности детей. С помощью вязаных шнурков ребята решают такие задачи, как воспроизводить образы предметов, передавая их форму, строение, пропорцию и композицию, развивать умение обогащать цветовую гамму изображения, например, дидактические игры: «Котик ниточку мотает и в клубочек собирает», «Кружок», «Дорисуй деталь», «В гости к нам пришли игрушки» и др.
Для рисования вязаными шнурками и создания удивительных картин, в качестве холста, мы использовали ковролинограф. С его помощью можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета, затем более сложному. Ребенку легче понять сюжет, который создается на его глазах. Дети могут не только рисовать свой задуманный сюжет, но и создавать сюжет сказки и рассказать его: «Колобок», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», составление сюжета «Домашние животные на ферме», «Природа летом», «Дикие животные» и др.
Возвращаясь к одной из важных задач современного образования – развитие креативности, воображения и творческих способностей. И мое внимание привлекла новейшая из современных методов техника «Друдлы».
Друдл представляет собой цель, в которой необходимо домыслить, что изображено на рисунке. Друдл - это простой рисунок в квадратной рамке, состоящий из абстрактных геометрических фигур, волнистых, изогнутых и ломаных линий. Цель данной техники заключается в том, чтобы придумать как можно больше вариантов исполнения рисунка. Они заставляют мозг обработать большое количество информации, чтобы связать изображение с образом на картинке. Главное в этой игре - нет правильного ответа. Здесь важно предложить самый оригинальный и необычный вариант. Интересно, что, используя данную технологию, развиваются не только дети, но и взрослые.
Как же помогает мне в этом мое пособие?
Главное в моей разработке то, что потенциал пособия во многом раскрыли сами дети, придумывая варианты использования вязаных шнурков в различных видах деятельности. Это и есть проявление детской креативности. Но есть еще и конкретные педагогические приемы, которые способствуют развитию креативности. Креативность – это способ действия. Креативность отвечает на вопрос не ЧТО? а КАК? Поэтому поиск детьми нового варианта использования предмета работает на развитие их креативного мышления, моя задача – создать условия, чтобы детской мысли было, где развернуться.
Можно начать с самых простых вариантов изображения друдл, например, превращение геометрических фигур в знакомый ребенком предмет или что-то необычное, или фантазийное. Моя педагогическая находка предполагает дорисовать картинку друдл шерстяными нитями на клейком поле, это заранее приготовленная рамка с прозрачным липким слоем, на которое взрослый ниткой наносит рисунок- друдл. Далее ребенок сам выбирает, что он хочет изобразить, дорисовать, каким цветом выбрать нить и сколько ему нужно ее по длине, используя ручку, в которой протянута шерстяная нить. По завершении работы дети могут составить небольшие рассказы о том, что они сотворили. «Когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что я рисую».
Дошкольники в процессе работы с техникой «Друдлы» нуждаются в сопровождении, чаще направляющей, обучающей и разъясняющей помощи взрослого. Друдлы - это игра, которая способна сближать детей и взрослых, стимулируя их совместное мышление, воображение и фантазию, а также получить положительные эмоции от самого процесса.
Креативность развивается и тренируется, поэтому именно систематические упражнения дают свой результат. Чтобы развивать креативность мышления, каждый раз пробуйте новые техники и приемы, сравнивайте результаты и выбирайте те инструменты, которые приносят лучший результат. А результат отследить предельно легко - в вариантах решений должно заметно уменьшится количество шаблонных повторов, а количество разнообразных жизнеспособных проектов заметно увеличиться. Постоянно учитесь новому и тогда успех вам обеспечен!