Елена Никитина
Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории
в первой младшей группе «Капелька»
Никитина Елена Борисовна
Слайд 2
Публикация «Развитие конструктивных навыков детей раннего возраста» размещена в разделах
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
Слайд 3
Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, и сегодня я расскажу вам, с чего начинаются конструктивные навыки в раннем возрасте на примере моих малышей. Так, как моя тема по самообразованию связана с конструированием, то одной из первых задач было создать предметно развивающую среду в группе. Вот такой у меня центр конструирования на данный момент. В дальнейшем он, конечно будет расширяться, пополняться различными материалами с учетом возрастных изменений детей.
Слайд 4
Самым первым конструктором для моих детей были элементарные игрушки – нанизыватели. Это всеми любимые цветные пирамидки. У нас их достаточное количество, разных размеров, так что есть возможность играть сразу нескольким ребятам. Тем более, что еще не все могут правильно собрать ее.
Слайд5
Вот такая очень интересная пирамидка, досталась нам в наследство. Ее нужно собирать по образцу. В комплект входят карточки с несколькими разными вариантами.
Ну и куда же без любимой мозаики? Мозаика у нас тоже нескольких видов, здесь на фото – одна из настольных.
Слайд 6
Это крупная мозаика, есть, наверное, в каждой группе. Я стараюсь сначала показать детям несложный рисунок, а они потом стараются построить самостоятельно. Здесь мы собираем цветочки.
Слайд 7
Мягкие кубики. Очень увлекательные игры с такими кубиками. Дети строят башни, рушат их, им нравится, что они мягкие, яркие, красочные. Наборы из таких кубиков подразумевают определенные задания: кто где живет, построй кукле комнату, знакомые сказки и много других.
Слайд 8
Можно использовать плоскостное конструирование. Например, всем известные дидактические игры «Разрезные картинки».
Слайд 9
«Собери половинки». Конструирование из бросового материала.
Это как раз половинки от контейнеров разных игрушек. Дети очень любят открывать и закрывать их, находить пару.
Сюда, кстати можно также отнести наши любимые матрешки.
Слайд 10
Матрешки. Матрешка – наш любимый персонаж, так как мы очень много для нее строим!
Слайд 11
Вот такой набор очень интересный, «Зоопарк»!
Также можно собрать множество вариантов, а заодно познакомиться с обитателями зоопарка.
Слайд 12
Конструктор - липучка
С помощью этого конструктора ребенок хорошо развивает мелкую моторику, а также формируется восприятие понятий «частичка» и «целое».
Слайд 13
Сейчас большое разнообразие ярких, пластиковых наборов. Здесь на фото вы видите набор мозаики среднего размера и блочный конструктор, из которого собирается небольшой паровозик. Чем он особенно хорош, тем, что в комплекте уже есть игрушки, они легко вставляются в постройку.
Слайд 14
Конструктор «Лего». Этот конструктор удивителен и любим тем, что в нем есть много дополнительных элементов, необходимых как для самой постройки, так и для ее обыгрывания.
15 слайд «Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».
С. Приварская
Но все - таки действия с этими игрушками больше подходят для сенсорного развития детей, а основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном возрасте является строительный конструктор.
С кубиками детям очень интересно играть и именно они знакомят их с формой предметов, их цветовым восприятием, развивают его пространственное воображение.
Для конструирования с детьми 2-3 лет используются наборы крупного и мелкого конструктора, набора «Строитель».
Детали строительного набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные призмы, цилиндры.
Дети третьего года жизни могут не знать всех названий, но хорошо различают детали по форме и по размеру. На этом этапе задания по конструированию включают в себя самые элементарные действия. Но сколько таинственного и загадочного может произойти!
Слайд 16
Например, малышу предлагается поставить на кубик «крышу» - получится домик. В следующий раз можно построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсить всю конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку,
Слайд 17
а из двух-трех кубиков — кукольную мебель.
Слайд 18
Каждая постройка обязательно обыгрывается. На диванчике может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина. Игровая цель ребенку этого возраста понятнее, чем какая-либо другая.
Слайд 19
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры; создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Поэтому, обязательно надо учить обыгрывать созданные постройки – это способствует повышению интереса ребят к конструированию.
А сейчас я расскажу Вам сказку.
Слайд 20
Мастер – класс «Сказка Теремок на новый лад»
Воспитатель начинает рассказ.
- Жила – была мышка (показываю) На столе набор: кубики, кирпичики и крыши (призмы). Наступила зима, холодно стало мышке. Давайте построим мышке домик. Возьмем кубик и крышу. Выполняем. Мышка обрадовалась, поблагодарила ребят и песенки запела! Услышали ее песенку лягушка и зайка, прискакали и стали просить пустить ее в свой домик. Мышка бы с радостью их пустила, да только места в ее домике мало. Ой, не расстраивайтесь, сейчас ребятки из маленького домика мышки теремок построят! Как мы можем это сделать? (показываем два способа три кубика друг на друга и два кубика приставляем, на них еще один, сверху крыша). Здорово! Все довольны, спасибо, говорят! Живут они весело, дружно! Однажды мимо теремка шли лисичка с волчком. Кто, кто в теремочке живет? Я – мышка – норушка; я – лягушка – квакушка, а я - зайка – побегайка! А вы кто? А мы – лисичка сестричка и волчок серый бочок шли мимо, устали очень, нам бы посидеть, отдохнуть. Ой, да мы с ребятками сейчас для вас
стульчики сделаем, чтобы вы отдохнули ( Делаем два стульчика: к кубику приставляем кирпичик). Лисички и волчок посидели на стульчиках, поблагодарили ребят и дальше по лесу пошли. Ой, слышите, кто - то ревет? Да это мишка медведь к нам идет! Здравствуй, Мишенька, присаживайся, отдохни на наших стульчиках!
Да, я не помещусь, я большой. Ребята, а мы сейчас с вами из этих двух стульчиков большое кресло для Миши сделаем! Давайте приставим стульчики друг к другу.
Смотрите! У нас получилось кресло! Садись, Миша! Вот, спасибо, ребятишки, порадовали!
Можно продолжить сказку, например, построить заборчик рядом с теремком, а потом положить кирпичики и получится дорожка или придумать другие варианты.
Главное, что детям очень интересны такие преобразования, это развивает их фантазию, мышление, творческие навыки и в дальнейшем они смогут самостоятельно придумывать и обыгрывать свои сюжеты.
Слайд 21
Еще несколько слов хочу сказать о всевозможном разнообразии материалов по конструированию именно для детей раннего возраста. Помимо того, о чем я сегодня рассказала, мне бы очень хотелось добавить в свою работу по конструированию с детьми такие пособия, как: альбомы «Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3 года»;
Слайд 22
«Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года»;
Слайд 23
авторская методика конструирования с детьми раннего возраста Елены Янушко, которая включает в себя серию книг (7штук)
Слайды 24
И еще, не удержалась, вчера взяла у Лидии Ивановны мягкие модули поиграть с детьми. Это же тоже конструктор! Детям очень понравилось!
Слайд 25
Занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий, что для него особенно важно, так как это дарит ему ощущение собственной значимости «Я сумел! У меня получилось!» и вдохновляет его на новые свершения!
Слайд 26
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.
Слайд 27
Спасибо за внимание!