Получи документы

«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.»

Марина Гурова
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.

Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Публикация «„Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру,“» размещена в разделах

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.

Организация работы по коммуникативному развитию требует интеграции всего содержания программы. Например, усиления содержательной связи работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, ритмикой, ознакомлением с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой и т. д.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребёнка, существует причина, которая заключается в существенном снижении активности ребёнка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идёт о психологической активности, которая, по сути, является отношением ребёнка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

Приведу пример. Можно часто видеть, как ребёнок младшего и даже среднего дошкольного возраста идёт с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам, ситуациям, что-то показывает, объясняет.

Маме, в данном случае, принадлежит ведущая, активная роль в познании ребёнка. Другой же ребёнок в этой ситуации ведё т себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и прочее, задаёт вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной нарушения в развитии.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и сострадания окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Нужно целенаправленно формировать коммуникативные умения у дошкольников. Анализируя данную проблему, изучая её теоретические аспекты, я решила организовать работу с детьми через игру.

Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому я выбрала и систематизировала игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, имеет большое значение во всестороннем развитии ребёнка (и в физическом, и в психическом, и в познавательном развитии., но у всех есть общая цель-развитие коммуникативных навыков.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми - заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т. д.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру - попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему ( например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) - садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и. ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу: “Слово не воробей - вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга - ищи, а найдёшь - береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос - тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т. д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! - старт! (Ситуация - соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даё тся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы.

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

“ Особенно мне не нравится, когда. ”;

“Однажды меня очень напугало то, что. ”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своё м настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Астрологи

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Оживи маску

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Игры в педагогический процесс включаю ежедневно в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры продумываю не только содержание инструкции, но и способ её подачи, с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи, атрибутов; прогнозирую возможные реакции детей на правила и условия игры.

Ребёнок имеет свои коммуникативные права :

-право на свою систему ценностей;

-право на индивидуальность и своеобразие;

-право на ответственность;

-право на личное достоинство и уважение этого достоинства;

-право на независимость от других людей;

-право на свою мысль;

-право на отстаивание своих прав.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

-игра, игровые приёмы,

-наблюдения;

-решение проблемных ситуаций;

-чтение книги;

-рассматривание иллюстраций,

-беседы;

-анкетирование;

-диагностирование;

Проводились в повседневной жизни детей, в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

В результате повысился уровень развития коммуникативных способностей детей. Дети стали более общительными, любознательными, активными, самостоятельными, эмоциональными.

Игры делятся на 4 группы:

Игры на развитие умения сотрудничать, их цель: учить детей слышать, понимать и подчиняться правилам; учить контролировать движения и работать по инструкции; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого;

I. Игры на умение активно слушать

цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства; развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл); формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог; учить использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника;

II. Игры на умение перерабатывать информацию

цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации; развивать умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения; развивать способность аргументировать свою точку зрения;

l11. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)

цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично; развивать умение давать доброжелательную оценку другому; учить устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми;

В первую группу входят игры : «Поводырь». «Глаза», «Замри», «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Игра в тарелочку», «Травинка»; «Холодно-горячо, право-лево», «Обыграй превращение», «Горная тропинка», «Я не должен», «Звери на болоте», «Связующая нить», «Менялки»,.

Во вторую группу входят игры: «Телефон», «Я начну, а вы продолжите», «Пантомимические этюды», «Сказки наизнанку», «Азбука настроений», «Отражение чувств», «Цепочка слов», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Да» и «нет» не говорите», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Интервью», «Скажи по- другому», «О чём я сказала?», «Объясни Незнайке!», «Зеркало движений», «Тайный смысл», «Идёт следствие», «Поиск смысла», «Плохое настроение», «Играем со сказкой», «Моё начало-твой конец», «И это хорошо,и это плохо», «Слушай и повторяй»,

В третью группу входят игры: «Бывает-не бывает», «Договор по правилам «Через стекло», «Магазин игрушек»,, «Задом наперёд», «Хорошо-плохо», «Почему? А потому!», «Что было бы, если бы.», «Пойми меня», «Вечер загадок», «Путешествие Буратино», «Угадай и нарисуй», «Задуманное действие», «Что на что похоже?», «Я бросаю тебе мяч», «Доказательство».

В четвё ртую группу входят игры: «Телевизор», «Телеграф», «Диалоги». «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», «Библиотека», «Знакомство», «Снежная королева», «Угадай, кто это», «Построим город».

Методика выявления уровня

коммуникативного развития детей 3-7 лет.

Лисина М. И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. Кишинёв, 1987. С. 5867.

Материал: Игрушки, книги, вопросы для беседы.

Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чего бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книги или поговорить?». В зависимости от выбора ситуации детям предлагают вопросы (см. далее). Если ребёнок не может самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает сначала поиграть, потом почитать, затем поговорить. Предлагаемые детям ситуации предъявляют именно в этой последовательности. Обследование проводят индивидуально, в отдельной комнате. Каждая ситуация занимает приблизительно 15 минут.

Чтение книги.

Вопросы: Почему ты выбрал эту книгу? Слушай, я её тебе почитаю. Тебе понравились картинки? Что нарисовано на них? У тебя дома есть какие-нибудь животные? Чем они питаются? Какие животные называются хищниками? Грызунами?

Пояснения: После чтения ребёнок сообщает о своих знаниях в соответствующей области (о зверях, машинах и др., подробно отвечает на вопросы. Книги подбираются в соответствии с возрастом, должны иметь познавательный характер. Взрослый читает книгу, объясняет, что нарисовано на картинках. Общение осуществляется на основе чтения и обсуждения книг.

Игра.

Задание детям: Давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Я к вам приду в гости. Это посуда, в ней будешь варить обед. Ты можешь укладывать дочку спать, кормить и т. д.

Пояснения: Ребёнок должен принять роль и в соответствии с ней выполнять соответствующие игровые действия, развивая сюжет «Дочки-матери». Взрослый предлагает определённый сюжет, роли, объясняет игровые действия, затем ребёнок самостоятельно разворачивает свою деятельность. Взрослый может оказывать помощь в случае, если она потребуется: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребёнка. Общение осуществляется на фоне практических действий с игрушками.

Беседа.

Вопросы: Где работают родители? У тебя есть братик (сестричка? Если бы ты был дома один, кого бы ты ждал больше всего? Если бы у тебя были два-три билета в цирк, с кем бы ты пошёл? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов не хватало, брату (сестре, другу? Как ты помогаешь брату, сестре, родителям? С кем ты дружишь в группе? Почему? С кем ещё хотел бы дружить? Хочешь ли идти в школу? Во что больше любишь играть? С кем любишь играть?

Пояснения: Ребёнок должен поддержать беседу на личностные (социальные) темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. Проводится беседа на личностные темы. Взрослый задаёт ребёнку вопросы о семье, друзьях, отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей, оценивать свои достоинства и недостатки.

Критерий оценок (обработка результатов). Поведение детей оценивается по уровневой системе в зависимости от показателей и количества набранных баллов.

Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) - 0-9 баллов.

Средний уровень (внеситуативно -познавательная форма общения) - 10-13 баллов.

Высокий уровень (внеситуативно -личностная форма общения) - 14-17 баллов.

1. Порядок выбора ситуации Игра 1 Чтение 2 Беседа 3

2. Основной объект внимания Игрушка 1 Книги 2 Взрослый 3

З. Комфортность

состояния Свобода поведения 1 +интерес к опыту 1 +эмоциональная вовлечённость 1 = 3 В игре При чтении В процессе беседы

1+3=4 2+3=5 3+3=6

4. Особенности

речевых

высказываний Об игрушках 1 На несоциальные познавательные темы 2 На социальные темы 3

5. Средства Предметно- Речевые 2

общения действенные 1

Анализ коммуникативной функции речи. Уровень развития способности.

Умение подчиняться правилам и следить за этим Непродолжительно е время после речевого указания. Длительное время при

заинтересованности Самостоятельно и продолжительное время.

Умение

передавать

содержание

какого-либо

впечатления,

события,

сказки и т. д. С опорой на

дополнительные

вопросы. Самостоятельно без подробностей. Самостоятельно,

последовательно,

обстоятельно.

Умение рассказать о поведении, переживания х (своих и другого) и объяснить их. Рассказ путём ответов на вопросы. Может рассказать самостоятельно. Рассказывает подробно и самостоятельно.

Совместное планирование действий в речевом общении. Ориентир на

планирование

другого. Элементарное

совместное

планирование. Совместное планирование и распределение нескольких действий.

Понимание

смысла

сообщений. Умение пересказать услышанное своими словами. Умение пересказать и выделить общий смысл сообщения. Умение дать оценку услышанному,сделать вывод и объяснить.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 06:36
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через игру.»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД