Ольга Касимова
«Эффективное использование дидактических игр с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное использование дидактических игр с детьми раннего возраста.
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет, организую непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность и самостоятельную деятельность. В процессе проведения нод у малышей формирую новые знания, умения наблюдать за окружающим миром, учу слушать, слышать и подражать моим действиям, развиваю память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность, насколько это возможно в данном возрастном периоде.
Публикация «„Эффективное использование дидактических игр с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Зная, что в раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное провожу обучение в игровой форме.
Наиболее эффективной формой обучения для детей раннего возраста является дидактическая игра, истоки которой кроются в недрах народной педагогике. Благодаря народной мудрости появилось много обучающих игр, сочетающих одновременно в себе: движение, песню, пальчиковую гимнастику.
В дидактических играх для детей раннего возраста содержится все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: задача или замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько в иной форме, что обусловлено особой ролью дидактической игры в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а так же на прогулках, в играх, но как показала практика наиболее активной формой обучающего воздействия, является специально организуемые воспитателем дидактические игры и упражнения.
При проведение дидактических игр и упражнений я помню, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка. Очень важно помнить, что дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. При отборе дидактических игр обязательно соблюдаю принцип систематичности включающий в себя:
• Постепенное усложнение задач (от простого к сложному, каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предыдущих играх, расширяя и углубляя эти знания и умения;
Деятельностный подход в каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности воспитателя и ребенка воспитатель - партнер, ведущий – ребенок, то есть осуществляется переход от совместной деятельности к самостоятельной деятельности.
Количество детей охваченных дидактической игрой, зависит от их возраста и материала, над которым мы будем работать, объединение в группы возможно лишь в том случае, если каждый ребенок уже прошел свой период адаптации, готов к обучению, умеет смотреть и слушать, действовать по показу взрослого.
Хочу обратить ваше внимание, что с детьми вновь пришедшими в дошкольное учреждение следует организовать индивидуальную работу, чтобы познакомиться с их возможностями.
Сегодня в ассортиментах магазинов предоставлено большое количество всевозможных дидактических игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с некоторыми проблемами. В- первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во- вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В- третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем.
Но вполне возможно и самим сделать серию простых дидактических развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
Я использую дидактические игры, как фабричные, так и сделанные своими руками. В своей деятельности я использую :
• Настольно- печатные игры, как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «когда это бывает?», «кто, где живет?», «где я это видел?», «лото», «живое, не живое», «чей хвостик?».
• Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «что лишнее?», «Найди и назови», «прищепки», «разноцветная полянка», «рисуем по крупе» и многие другие.
• Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, вниманию, коммуникативных способностей, а так же развитию связной речи: «кому что нужно», «назови три предмета», «назови одним словом».
Анализ результатов карт нервно-психологического развития детей при поступлении показал, что многие дети не общаются друг с другом, дети в основном не разговаривают.
Играя, с детьми в дидактические игры я отметила, что дети стали играть совместно друг с другом. У ребят пополнился словарный запас и даже в изобразительной деятельности дети стали увереннее держать кисточку и карандаш. С помощью дидактических игр дети быстрее запоминают цвета, формы, сенсорное развитие детей стало быстрее.
В работе с родителями использую консультации, даю рекомендации. Подобрана картотека игр для плохо говорящих детей. 80% родителей активно принимают участие, помогают в изготовлении игр, приобретают игры для детского сада.