Юлия Шубкина
Консультация «Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».
Актуальность. Общение обладает колоссальным значением в формировании и развитии человеческой психики, в возникновении осмысленного, культурного поведения. Для ребенка дошкольного возраста, это является наиболее актуальным, ведь общение – это одно из основных условий развития ребёнка, формирования личности, его индивидуализации и социализации. Умение вступить в общение, суметь сформулировать и пояснить свои мысли понятным для собеседника языком, не вызвать негативной реакции, не допустить ссор в группе – все это важное достижение для ребенка старшего дошкольного возраста. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, данная проблема наиболее актуальна, поскольку в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития. Нарушение речи имеет существенное влияние на психику ребенка. Речевой дефект является одной из значимых причин закладывания, определенных негативных личностных качеств у ребенка, таких как пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, что негативно сказывается на развитие коммуникативной компетенции. Старший дошкольный возраст — это время, когда полным ходом идет развитие познавательной деятельности, и неумение общаться и поддерживать доброжелательные взаимоотношения, ведет к ограничению контактов, развитию неуверенности в себе. Отсутствие общения тормозит развитие всех сторон ребенка. Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе его в коммуникативном развитии. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения.
Публикация «Консультация „Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель семинара: хочу показать родителям важность формирования и развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, тем самым замотивировать их на тесное и плодотворное сотрудничество.
Задачи семинара: - познакомить родителей с термином «коммуникативная компетенция», рассказать о её значимости в развитии, становлении личности ребенка;
- в ходе семинара разобрать проблемы, с которыми сталкивается родитель: 1) родитель в общении с ребёнком. 2) родитель видит, замечает трудности общения ребенка со сверстником. В чем это выражается? Почему возникла данная проблема? (провести с родителями проективное интервью);
- дать родителям рекомендации по формированию и развитию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
- создание положительного эмоционального фона.
Организационные условия: кабинет для проведения учебного семинара, круглый или выстроенный полукругом стол, стулья по количеству родителей, чистые листы бумаги и ручки для возможных записей для родителей, родители (10 – 15 человек, цветик – семицветик.
Организационная структура учебного семинара – студии
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть! Сегодня для вас проведу учебный семинар в форме студии. Что такое студия? Студия – это форма учебной деятельности, существенным признаком которой является неразрывная связь мышления, эмоций, приобретения навыков. Объединяющим родителя и педагога фактором является совместное развитие. И сегодня мы поговорим на тему: «Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Разберем, что такое коммуникация? Как вы понимаете этот термин? (ответы родителей) Коммуникация – это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен. Компетентность что подразумевает? Ваше понимание? (ответы родителей). Компетентность – наличие, знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъективных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
Как развивать коммуникативные навыки с учетом эмоциональной стороны, так как она играет большую роль. Как ребенку с нарушением речи помочь более продуктивно общаться? Что значит продуктивно? Продуктивное общение – общение, в котором ребенок достигает желаемого, своей цели, таким образом он общается, чтобы его услышали, поняли, дали адекватную обратную связь. Ребенок должен уметь так общаться, так взаимодействовать с другими людьми, чтобы его понимали. Очень часто дети с нарушением речи не знают, как обратиться, как попросить той же помощи, если он что-то не понял. Важно, чтобы его услышали, но и конечно важно, чтобы он тоже мог понимать, слушать, слышать своего собеседника. Очень часто происходит общение, как игра «в одни ворота», когда ребенок заявляет, что ему интересно, что он хочет понять, узнать, вместо того, чтобы услышать своего собеседника, с кем он общается и взаимодействует. Общение – это творческий процесс. Любой диалог между сверстниками, это что-то новое, что происходит. Игра, которую они придумывают, как будут её обыгрывать – это все творческий процесс. Коммуникация – это активный процесс, когда ты что-то предлагаешь, когда ты понимаешь, что тебе предлагает твой друг, соратник, когда ты учитываешь и его желания, при этом не подавляешь свои. Тогда это будет взаимодействие, сотрудничество. Эмоциональное развитие, благополучное развитие ребенка – это то к чему мы стремимся. У многих детей есть определенные сложности, связанные с тем, что их дома возможно не слышат, не учитывают их желания и потребности. Безусловно проблем очень много, и с этими проблемами мы сегодня будем разбираться.
Формирование коммуникативной компетенции у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено, их словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды, которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения – ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, а также приводит к снижению психической активности. Стойкое нарушение общения, плохо развитая речь препятствует установлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
Игра может сформировать у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи такие компоненты коммуникативной компетентности, как:
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
- сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
- коммуникативные навыки:
- умение слушать и слышать другого;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- умение общаться (готовность и желание передать информацию, своё состояние);
- обосновывать свою точку зрения;
- умение задавать вопросы и давать ответы;
- комментировать вопросы и ответы.
- составлять рассказы логично и последовательно.
А какие вы видите проблемы у вашего ребенка в общении? Ответы родителей.
А сейчас я проведу проективное интервью, на примере которого мы увидим, насколько сформирована у ваших детей коммуникативная компетентность. На что необходимо обратить Вам и нам внимание? (перечень примерных вопросов):
1) Есть ли у вашего ребёнка близкие друзья?
2) Как общается со сверстниками? Более инициативен или подчиняется?
3) Учитывает ли ваш ребенок мнение и состояние другого человека?
4) Умеет ли договариваться с другими или стремиться манипулировать, добиваться своего, используя слабые стороны?
5) Предпочитает играть один или в группе детей?
6) Какие роли в игре предпочитает (лидерские, ведущие, второстепенные?
7) Умеет ли выразить свои желания, предпочтения? Как отстаивает свою позицию в разговоре? Или обижается, закрывается и уходит?
8) Как общается со взрослыми?
9) С кем вашему ребенку приятнее всего общаться?
Соблюдаете ли Вы право ребенка на собственное мнение? Существуют ли в вашей семье семейные традиции (советы, обсуждения, чтение и др.? Сколько времени Вы уделяете на беседу с ребенком? (Ответы родителей)
Какие выводы сделаем из нашего интервью? Какие новые трудности или положительные качества в развитии коммуникативной компетенции вашего ребенка вы увидели? Что мы должны поменять? И за счет чего? (ответы родителей)
Чтобы коммуникативная компетентность эффективно развивалась у вашего ребенка с нарушением речи, необходимо дома поддерживать практику, чтобы закрепить данный навык. Таким образом, нам необходимо больше уделять времени ребенку: разговаривать с ним, поддерживать его, слышать его, чувствовать его состояние, учить чувствовать состояние других людей, слышать и слушать собеседника; ввести какую-то семейную традицию (семейные советы, чтение книг, походы совместные, прогулки и др.).
И так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то в игровой форме проводим задания, упражнения: например, артикуляционная гимнастика в форме сказки «Сказка о веселом язычке», Игра «Мои состояния». Цель: развивать умения понимать свое настроение и настроение других. Что могу я сделать, чтобы мое состояние поменялось? Беседа по состоянию. Эмоции не бывают хорошие или плохие. Нарисовать свое настроение. Игра «Коллективный рисунок». Цель – наглядно показать, как дети взаимодействуют, как строят коллективную деятельность, умеют ли договариваться между собой. Игра «Карта историй». Цель: совместное сочинение истории по карте с картинками и использованием игрушек с киндера сюрприза. Нам важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в совместную деятельность для дальнейшего продуктивного взаимодействия, общения, сотрудничества.
Итак, подведем итоги нашего учебного семинара. Для вас я приготовила вот такой цветик – семицветик. Оторвите каждый по лепестку (лепестков по количеству родителей). Скажите ваши пожелания, эмоции, возможно, вновь возникшие вопросы, на которые вы в дальнейшем хотели бы побеседовать, ваши впечатления, что нового и полезного для себя взяли? (Ответы родителей, высказывания своих впечатлений, эмоций, пожеланий; вопросы).
Я хочу в первую очередь поблагодарить вас за то, что вы пришли на этот семинар. Что вы не остались равнодушны. Что вы приняли активное участие. А это значит, что мы вместе сможем преодолеть любые трудности. Спасибо за внимание!