Марина Малютина
Развитие игровых навыков детей с РАС. Сенсорные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие игровых навыков детей с РАС. Сенсорные игры»
Задача взрослого — чтобы ребенок понял, что взрослые не мешают ему играть, а могут принести пользу. Наши усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Для этого нужно время, усилие и терпение. Ребенок привыкнет к взрослому, и будет чувствовать себя с ним комфортно, ему не нужен будет дополнительный комфорт, ребенок с каждым разом все реже будет обращаться к своей стереотипной игре. Но если получилось так,что ребенок вернулся к данной игре, не возражайте и не переживайте— скорее всего, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.
Публикация «Развитие игровых навыков детей с РАС, Сенсорные игры» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Параллельно с этой работой ребенку можно предлагать различные сенсорные игры.
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы называем игры, цель которых — дать ребенку новые эмоциональные ощущения. Ощущения бываю разнообрзными :
— зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание) :
— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
— тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
— двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
— обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
Изучения мира ребенком с аутизмом проходит по-иному. И можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.
Аутичному ребенку почти не интересны игрушки для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
В связи с этим возникает необходимость с аутичным ребенком в специально организованных сенсорных играх — создание эмоционально положительного настроя.
Она требует обязательное участие взрослого: во-первых, взрослый предлагают ребенку попробовать новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый и ребенок проживают вместе это ощущение. Способ проведения игры следующий : привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Нужно разделить с ребенком положительные эмоции, сделать переживаемые удовольствия более насыщенными, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.