Анастасия Михеева
Развитие фонематических процессов у детей во время проведения артикуляционной гимнастики, с использованием теневого театра
«Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста во время проведения артикуляционной гимнастики, с использованием теневого театра».
Публикация «Развитие фонематических процессов у детей во время проведения артикуляционной гимнастики, с использованием теневого театра» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений. В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений: «Часики», «Качели», «Окошко», «Улыбочка», «Грибок» и др.
Вначале детей учат выполнять статические упражнения, цель которых – разогреть мышцы артикуляционного аппарата для последующей работы. Основная трудность при выполнении статических упражнений – удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени, что требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко можно использовать занимательный игровой материал. Затем детей знакомят с динамическими упражнениями. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания взрослым, потом перед зеркалом.
В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка, им становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений : «Гармошка», «Чашечка», «Лопаточка», «Трубочка» и др.
В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя.
Во время проведения одной из таких артикуляционных гимнастик мы воспользовались теневым театром. Вашему вниманию представлены некоторые фрагменты.
Сюжет всей сказки отображался на теневом театре.
Артикуляционная гимнастика «Как Язычок ходил в гости к Белочке»
С помощью весёлых историй о Язычке дети знакомятся со строением артикуляционного аппарата, основными видами движений органов речи. Занимательные игры и упражнения позволяют не только уточнить и закрепить правильное звукопроизношение, но и развивают фонематический слух.
Использование теневого театра в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Заключение:
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.