Бобина Татьяна
Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС ДО».
В практике дошкольного образования усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», осуществляется главным образом в процессе духовно-нравственного воспитания.
Публикация «Развитие духовно-нравственной сферы личности ребёнка в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс содействия развитию эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности.
Одной из важнейших задач педагога становится поиск эффективных средств осуществления и оптимизации духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОО. Это становится актуальным в русле выполнения требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Мы рассмотрим отдельно понятия «духовность» и «нравственность», так как именно их содержание связано с процессом формирования ценностной структуры личности человека.
В настоящие время большое количество научных трудов посвящено изучению феномена духовности.
Н. П. Шитякова рассматривает понятие «духовность» как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», как «способность к самоопределению, самореализации, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир».
Н. Н. Никитина определяет духовность как «особый эмоциональный настрой личности, проявляющийся в тонких движениях души, обострённом восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких связей между людьми, в основе которых-чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии».
И. А. Колесникова понимает под духовностью онтологически обусловленное состояние, неотъемлемое от человека, переживаемое целостно, проявляющееся на определенной стадии индивидуально-личностного развития»
Таким образом, духовность можно определить как потребность и способность личности в присвоении и реализации смыслообразующих жизненных ценностей, познание и осознание себя в мире.
Сущностью духовности можно считать совокупность впечатлений, идей и ценностей, которые так или иначе образуются в сознании и реализуются в действительности.
Истинно духовное воспитание, по мнению Н. Н. Никитиной, не может быть безнравственным.
Нравственность-социально-психологическая категория, определенный уровень развития личности, при котором усвоенные ею (личностью) нравственные ценности социума становятся регулятором ее жизни.
Сущностью нравственности можно считать осознание и принятие или непринятие моральных норм и правил общества, осмысленное использование их требований.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственность-это внешнее проявление духовности.
Духовно-нравственное воспитание-интегрированное понятие, основа которого- высшие человеческие ценности, формирующие внутренний мир личности на протяжении всей жизни.
Согласно теории В. Я. Попова, можно выделить следующие этапы формирования духовно-нравственной сферы личности : «этап элементарной духовности, охватывающий период младенчества и сопровождающийся явлениями импринтинга и сенситивности; этап общественно-ориентированной духовности, который можно подразделить на два периода- активно-доверительной социализации и осознанной социализации, охватывающий детско-подростковый период; и третий этап духовного становления личности-этап духовной саморегуляции».
Основы духовно-нравственных качеств закладываются в младенчестве: в сознании ребенка на основе импритинга и сенситивности формируется (приобретаются психические новообразования) определённое отношение к окружающему миру, закладываются начала добра, любви, красоты. В младенчестве появляются первые эмоции, которые становятся ответной реакцией на раздражители, таким образом начинает формироваться эмоционально-личностная сфера.
В дошкольном возрасте происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм, которые впоследствии и при определенных условиях накладываются на приобретенный в младенчестве эмоционально-личностный опыт и становится внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает свою, особую систему эталонов ценностей, т. е. формируются основы духовно-нравственных ценностей.
Учитывая положения «Концепции духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России» и особенности развития детей, можно выделить две группы ценностей, которые являются основой для формирования духовно-нравственной сферы личности :
- семейные (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, моральные ценности);
- культурные (произведения искусства, национальные праздники).
Установлено, что у большинства детей среднего и старшего дошкольного возраста уже сформировано потребительское мировосприятие и отношение к жизни, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными, а уровень сформированности духовно-нравственноой сферы личности детей среднего и старшего дошкольного возраста преимущественно колеблется от среднего к низкому.
Можно констатировать факт, что процесс духовно-нравственного воспитания и соответствующая работа по формированию норм, ценностей, принятых в обществе, в условиях детского сада ведутся, однако нуждаются в углублении и оптимизации. Систематическое отслеживание динамики развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника на основе показателей позволит педагогу выстроить содержание деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», скорректировать при необходимости педагогический процесс в целом и индивидуальные образовательные маршруты детей в частности.