Папки-передвижки

«Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования»

марина ямалова
«Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования»

"Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образован

ия"[/b]

4 октября 2023 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин в режиме видеоконференции обсудил с педагогами вопросы содержания образовательного процесса, условия работы учителей, обновление материальной базы образовательных организаций, направления дальнейшего развития образования в России. Глава государства призвал как можно шире применять лучшие педагогические практики, передовые методики, создавать условия для того, чтобы педагоги имели возможность для повышения квалификации, развития своего профессионального мастерства.

В соответствии с поручениями Президента по развитию суверенной национальной системы образования Министерством просвещения.

Что такое развитие суверенной национальной системы образования?

Согласно источнику, развитие суверенной национальной системы образования в России осуществляется в следующих направлениях:

Единое образовательное пространство.

-Программы утверждаются на федеральном уровне, по ним работают педагоги и ОУ.

-Единое воспитательное пространство. Программа воспитания, традиционные ценности.

Понятие «суверенная система образования» ввел министр просвещения

Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов: «Сегодня мы говорим о

суверенной системе образования, еще раз возвращаясь к тому значению в

целом, для того, чтобы наша страна развивалась, несмотря ни на какие

ограничения, ни на какие санкции. Нам нужна суверенная система

образования. Какие векторы развития? И в чем именно мы видим значение

суверенной системы образования?

Первое–единое пространство. Единое образовательное пространство – это, прежде всего, программы, которые утверждаются на федеральном уровне, по которым работают педагоги. Это учебники, пособия, которые

методически выверены с фактами, интересные, которые разрабатываются

тоже на федеральном уровне. Это единое воспитательное пространство.

Программа воспитания. Традиционные ценности. Сегодня Россия отстаивает

традиционные ценности. [/i]

Основными идеями обновления дошкольного образования стали: доступность преемственность применение здоровьесберегающих подходов и технологий, подготовка дошкольников к рациональному режиму питания и физической активности комплексность и вариативность.

В дошкольном образовании с нового учебного года запущен целый ряд стратегических проектов. Реализация ключевых инициатив регламентируется актуальными нормативными документами и сопровождается подробными методическими рекомендациями:

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 августа 2023 г. № TB 1552/03 «О направлении информации»;

«Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования с приложениями» от 21 июля 2023 г. ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении Порядка аттестации педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847;

Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

и целый ряд других нормативных документов в сфере дошкольного образования, нацеленных на успешную реализацию воспитания и развития детей на всех этапах дошкольного детства. В связи с этими изменениями все образовательные учреждения района с сентября 2023 года начали осуществлять свою образовательную деятельность по новым федеральным образовательным программам (ФОП, в основе которых 60%- основа, федеральная образовательная программа, и 40%- это вариативная часть, составленная ОУ с учётом регионального компонента. Новая ОП позволила педагогам организовать работу ДОУ района с учётом всех современных требований и задач, поставленных перед педагогами- дошкольниками.

Неоднократно отмечено, что именно педагог определяет успех всей системы образования. От его профессионального мастерства, педагогических компетенций напрямую зависит воспитание и обучение будущего поколения, построение суверенной системы образования, передача детям «нравственного культурного кода нашего народа».

21 ноября 2023 г. в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «О проекте Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года» под председательством члена Комитета Елены Писаревой. «Цель Концепции – в создании необходимых условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства России». Согласно концепции развития дошкольного образования в России до 2030 года, основные направления развития включают:

Увеличение доступности и повышение качества предоставляемых услуг.

Расширение сети дошкольных учреждений и создание новых мест для детей.

Повышение качества образования в дошкольных учреждениях.

Пересмотр и обновление программ дошкольного образования с учётом современных педагогических подходов и лучших практик.

Профессиональное развитие и повышение квалификации преподавателей и педагогов.

Стимулирование инноваций и внедрение современных технологий в учебный процесс.

Укрепление партнёрства между дошкольными учреждениями, семьями и сообществом.

Усиление цифровизации процессов обучения.

Поддержка инклюзивного образования.

На первый план выходят задачи, связанные с воспитанием ребенка как гражданина Российской Федерации, формированием основ его гражданской и культурной идентичности. Дошкольное образование должно быть ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Это накладывает особую ответственность на педагога дошкольного образования, который должен обладать не только необходимыми профессиональными, но и личностными, человеческими, духовными качествами, позволяющими на должном уровне воспитывать подрастающее поколение граждан России.

Дошкольное образование в РФ: в чём суть изменений?

Одной из основных целей развития дошкольного образования является увеличение доступности и повышение качества предоставляемых услуг. В ближайшие 7 лет планируется расширение сети дошкольных учреждений и создание новых мест для детей. Это поможет удовлетворить растущий спрос на дошкольное образование и обеспечить возможность получения образования каждому ребенку.

Кроме того, существенное внимание будет уделено повышению качества образования в дошкольных учреждениях. Программы дошкольного образования будут пересматриваться и обновляться с учётом современных педагогических подходов и лучших практик. Преподаватели и педагоги получат возможность профессионального развития и повышения квалификации, что позволит им лучше работать с детьми и удовлетворять их потребности.

Основные задачи, которые должны быть решены к 2030 году:

образовательное пространство с единым доступом по всей стране;

единая открытая система управления образованием;

высокий уровень качества дошкольного образования, которое станет доступнее для всех детей до 8 лет;

усилить безопасность образовательных программ для психики дошкольников;

добавить в образовательные программы современные цифровые элементы.

С целью обеспечения дополнительной информационной поддержки для педагогических работников организаций дошкольного образования на информационном ресурсе «Методические рекомендации РФ» (https://МетодическиеРекомендации. РФ) через сервисы регистрации и подачи заявок на повышение квалификации доступны материалы по актуальным темам в контексте новых нормативных документов в системе дошкольного образования.

Педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, желающим повысить квалификацию по актуальным темам в контексте новых нормативных документов в системе дошкольного образования, рекомендуется успеть своевременно оформить заявку на информационном ресурсе «Методические рекомендации РФ» (https://МетодическиеРекомендации. РФ разделы «ФОП ДО детально»,

«ФАОП ДО», «ДОО и Родители», «Наставник», «Дошкольное», «Для детских садов».

Одним из основных направлений развития российского дошкольного образования будет стимулирование инноваций и внедрение современных технологий в учебный процесс. В ближайшие 7 лет многие дошкольные учреждения будут оснащены современным оборудованием. Это поможет создать увлекательную и интерактивную образовательную среду, способную развивать различные навыки и способности детей в современном мире.

Каким будет дошкольное образование будущего?

Планируется укрепление партнёрства между дошкольными учреждениями, семьями и сообществом. Родители будут вовлечены в процесс обучения и принимать активное участие в жизни детей. Это способствует лучшему пониманию потребностей детей и обеспечивает более гармоничное развитие каждого ребёнка. Немало важно усиление цифровизации процессов обучения. В ХХI веке дети более требовательны, к тому же они практически с рождения вовлечены в жизнь с технологиями. Что даёт цифровизация систем образования дошкольникам:

Цифровизация дошкольного образования имеет ряд преимуществ, которые могут положительно повлиять на развитие детей и образовательный процесс в целом. Вот некоторые из них:

Расширение доступности образования

Интерактивное обучение

Игровые элементы, мультимедийные материалы и интерактивные задания способствуют активному взаимодействию и глубокому пониманию учебного материала.

Индивидуализация обучения

С помощью онлайн-платформ и программного обеспечения можно создавать индивидуальные учебные планы, учитывающие уровень знаний и интересы каждого ребёнка.

Важным аспектом развития дошкольного образования будет поддержка инклюзивного образования. В ближайшие 7 лет планируется создание условий, в которых дети с особыми образовательными потребностями будут полностью интегрированы в дошкольные учреждения и получать необходимую поддержку и помощь. Это поможет создать более равные возможности для всех детей и способствовать их развитию.

Сейчас концепция активно дорабатывается рабочей группой, создаются дорожные карты по исполнению всех пунктов в обозначенные сроки. Также планируется вынесение предварительной концепции на общественное обсуждение. Сам проект разработан при участии представителей Минпросвещения и Института возрастной физиологии РАН, Национальной родительской ассоциации, Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» и Рособрнадзора.

В целом, российское дошкольное образование будет продолжать развиваться в ближайшие 7 лет с целью улучшения качества образования и увеличения доступности для всех детей. Расширение сети дошкольных учреждений, обновление учебных программ, внедрение инноваций и создание инклюзивной среды — все эти меры будут направлены на создание благоприятных условий для развития детей и подготовки их к успешному обучению в школе и жизни в целом.

20 августа Министерство образования и науки Челябинской области совместно с ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» в рамках деловой программы Южно-Уральского педагогического собрания провели секцию дошкольного образования «Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования» с целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников системы дошкольного образования в осуществлении ключевых задач государственной образовательной политики.

Программа секции предусматривала пленарную часть и партнерские площадки по четырем направлениям. На пленарной части были рассмотрены актуальные вопросы и задачи развития дошкольного образования в Челябинской области на 2024/2025 учебный год и на период до 2030 года. Открыла пленарную часть Бухмастова Елена Владимировна, начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Челябинской области. В своем выступлении она представила основные векторы развития региональной системы дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования.

Направления (разделы) развития ДО

1. повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров

2. реализация мероприятий по переподготовке педагогических кадров

3. система оплаты труда

4. оснащение средствами обучения (по федеральной программе)

5. капитальный ремонт ДОУ

6. оснащение медицинских кабинетов

7. строительство ООУ (областной бюджет)

8. работа с родителями

В пленарной части выступил ректор ГБУ ДПО «ЧИРО» Барабас Андрей Александрович. Он раскрыл перспективы формирования и развития региональных проектов: «Детский сад – маршруты развития», «Флагманский детский сад». В своем выступлении ректор института представил перспективы дальнейшего развития и распространения позитивного опыта передовых детских садов Челябинской области, а также обозначил стратегические задачи научно-методического сопровождения системы дошкольного образования региона Челябинским институтом развития образования.

Так же был озвучен ряд мероприятий направленных на поддержку молодых педагогов ДОУ на региональном уровне, финансирование муниципальных проектов.

Специалисты ГБУ ДПО «ЧИРО» раскрыли особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС и ФОП дошкольного образования, возможности развития сети стажировочных площадок ГБУ ДПО «ЧИРО», показали важность и актуальность менторского сопровождения дошкольных образовательных организаций и регионального методического актива. Были рассмотрены вопросы: развития направлений и сети региональных инновационных площадок, результаты регионального мониторинга качества дошкольного образования, а также определили направления работы дошкольной образовательной организации с результатами региональных исследований качества дошкольного образования.

Необходимо отрегулировать системность работы по обеспечению корректной работы в АИС системе нашими педагогами, своевременная актуализация данных позволяет систематизировать данные. Мониторинг данной работы отслеживается постоянно, что позволяет региональным руководителям отслеживать работу на местах.

В рамках цифровизации системы дошкольного образования учреждения района перешли на взаимодействие внутри коллективов через образовательную площадку Сферум. В Сферуме также осуществляется взаимодействие с родителями воспитанников через организацию чатов. Мониторинг деятельности Сферума осуществляется еженедельно.

Практическая часть секции заключалась в представлении организациями-партнерами организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. Особый интерес у участников секции вызвали методические комплексы, разработанные ООО «Мобильное электронное образование» по ранней профориентации дошкольников, а также методические и дидактические материалы издательства «Мозаичный парк» г. Москва, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на разных возрастных этапах и переход ребёнка на Дошкольное образование как неотъемлемая часть суверенной системы образования.

Исходя из опыта работы ДОУ нашего района, следует отметить, что вопросы ранней профориентации рассматривались нашими педагогами ранее. В рамках работы были рассмотрены опыты работ педагогов МДОУ «Колосок», «Берёзка», «Малыш».

Вопросы нравственно- патриотического воспитания освещались педагогами образовательных учреждений «Ромашка», «Кубэлэк», «Берёзка», «Родничок», «Малинка», МОУ Наровчатская СОШ и другими.

С инновационными технологиями педагогов района знакомили ЩУ «Колосок», «Малыш», «Берёзка», «Малинка». В прошедшем учебном году педагоги детских садов «Малыш» и «Берёзка» осуществляют образовательные процессы с использованием интерактивного оборудования- умное зеркало, интерактивная песочница, интерактивный пол. Данные технологии позволили вывести образовательный процесс на новый уровень- занятия стали более интересными, насыщенные новыми компонентами игровой деятельности для воспитанников.

Планируя работу на новый учебный год, необходимо учесть все направления работы с детьми, которые были озвучены на секции дошкольного образования «Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования» с целью повышения профессиональной компетенции педагогических работников системы дошкольного образования в осуществлении ключевых задач государственной образовательной политики». Это означает и формирование нравственно- патриотического воспитания, формирование ответственного родительства, обеспечение равных возможностей для получения образования каждому ребенку, усиления профилактики при оказании ранней помощи детям с риском нарушений и гарантий профессионального сопровождения каждого ребенка с особенностями развития, усиления работы с семьями, в том числе семьями мигрантов, вопросы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования.

Педагог дошкольного образования является ключевой фигурой в формировании человека будущего и воспитании лучших его качеств, и именно воспитатель должен обеспечивать профессиональную поддержку развития и формирования личности ребенка в современных условиях.

На первый план выходят задачи, связанные с воспитанием ребенка как гражданина Российской Федерации, формированием основ его гражданской и культурной идентичности. Дошкольное образование должно быть ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Это накладывает особую ответственность на педагога дошкольного образования, который должен обладать не только необходимыми профессиональными, но и личностными, человеческими, духовными качествами, позволяющими на должном уровне воспитывать подрастающее поколение.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования»
Опубликовано: 1 сентября 2024 в 14:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие дошкольного образования в контексте укрепления суверенной системы образования»» (включая файлы) размещена пользователем марина ямалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.

1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД