Получи документы

Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора

Ольга Редкозуб
Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора

Пение - это искусство, в котором органично соединены музыка и речь. В донесении правильного смысла важнейшую роль играет дикция. Развитие вокальной речи - дикции - является одним из существенных видов вокально-технической работы на занятиях вокалом. Наличие у детей основных музыкально-певческих навыков: дыхания, звукообразования, звуковедения, фразировки, умения точно расставить логические ударения определяет степень разборчивости текста исполняемого произведения.

Публикация «Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора» размещена в разделах

Работа над приобретением детьми младшего школьного возраста вокально-технических навыков, безусловно, необходима, так как именно в этот период взросления у детей формируются представления о культуре и логике речи. Вместе с тем, очень часто встречаются нарушения речи, недостатки в работе артикуляционного аппарата. Обращение к фольклору, включение в занятия вокалом фольклорного материала, имеет огромное значение. Фольклор – синтезированное искусство, в котором органично сосуществуют песня, танец, хоровод, народная игра, инструментальная музыка, пантомима, декламация и пр. Включение в урок различных видов художественно-творческой деятельности на основе традиционного музыкально-поэтического материала соответствует возрастному психофизиологическому развитию младших школьников.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров, которые можно и нужно использовать в работе над развитием артикуляционного аппарата. Это пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. С их помощью ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней. Это также прекрасный речевой материал для коррекции речевых нарушений и недостатков в работе артикуляционного аппарата.

Народное песенное творчество помогает развивать творческие способности детей. Песни, различные попевки, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонации в пении, помогают расширить диапазон детского голоса, также помогают в работе над дикцией, отчетливым произношением слов в песнях. Песенное творчество можно использовать и в работе над развитием правильного певческого дыхания.

Работы обусловлена подробным рассмотрением правил орфоэпии в связи с исполнением народных песен. Новизна работы заключается в том, что в ней сделана попытка применить общие, сложившиеся правила орфоэпии к произведениям сформировавшейся русской традиционной культуры на занятиях вокалом.

Артикуляция у детей младшего школьного возраста более эффективно развивается посредством использования музыкально-поэтических образцов традиционной народной культуры.

Дикция - как средство донесения литературного текста произведений. Орфоэпия.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении в слове, так как оно может падать на разные слоги. Ударным слогом называется тот слог, на который падает ударение, без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Следует твердо знать, что в слове может быть только одно ударение, т. е. только один ударный слог, какое бы длинное оно не было. Неправильность произношения часто зависит или от неверной постановки ударения, или от лишнего количества ударений.

Для русского языка характерно наличие в устной речи редукции – изменения безударных гласных. Некоторые из ударных гласных переходят в другие гласные. Звонкие согласные в конце слова заменяются в произношении соответствующими глухими. Согласные звуки являются «каркасом» слова и в донесении слова до слушателей играют решающую роль.

В ходе решения данной проблемы, прежде всего, необходимо провести анализ, логический разбор поэтического текста. Нужно внимательно вдумчиво прочесть текст, понять его сюжет и определить его смысл.

Для правильного понимания произведения и определения его идеи очень полезна работа «вокруг произведения». Определение жанра песни, ее места в обряде, условиях исполнения весьма способствует пониманию исполняемого произведения.

Каждая фраза текста состоит из частей, логически связанных между собой, и произнести эту фразу как единую мысль не всегда удается сразу, а потому требуется предварительный разбор, разделение на группы слов, на так называемые речевые звенья или речевые такты. В отрезке речи между двумя паузами, называемым речевым тактом или звеном, обязательно должен быть центр, т. е. слово, которое является главным и наиболее важным по смыслу, уточняющим и добавляющим к уже известным по тексту фактам новые понятия. Этот центр, слово, позволяющее понять смысл сказанного, называется логическим центром, ударным словом, т. е. словом, несущим на себе логическое ударение. Нахождение логических центров, ударных слов, является важнейшей задачей в работе над текстом.

От выделения ударных слов зависит смысл предложения, а перенос логического ударения на то или иное слово иногда совершенно меняет смысл всей фразы. Слово, выражающее сравнение, в большинстве случаев несет на себе ударение.

Грамматические подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения. При выборе ударения на подлежащем или сказуемом надо равняться на два правила – знакомое и новое понятие и противопоставление;

Логические паузы группируют слова по смыслу. Основным условием для уместной постановки пауз является понимание смысла фразы в ее связи с общим текстом.

Знаки препинания определяют места пауз. Логическая пауза ставится перед соединительными союзами: и, или, да. Пауза является одним из средств выразительности и потому требует умелого и осторожного обращения с ней. Пауза – перерыв в ряде произносимых слов, а не просто молчание, обрывающее ход мыслей.

Основные способы развития дикции в пении у детей младшего школьного возраста средствами фольклора.

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка. Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во- вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а так же мышления).

Можно определить основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте :

проникновение в тайны лингвистического, синтаксического, и др. строение языка;

усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельных установлений их тонких интегрированных связей;

решение умственных задач, связанных с приобретением предметного мира;

развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;

развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

В развитии младшего школьного возраста, можно использовать фольклор.

Детский музыкальный фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры.

На занятиях вокала фольклор материнства и детства используется в качестве материала, развивающего чувство ритма. Равномерное движение, «покачивание» успокаивает певцов с легковозбудимой психикой, сосредоточивая их внимание на выразительном, ясном произнесении текста.

С помощью скороговорок мы добиваемся чистоты и точности произношения в любых трудных сочетаниях согласных и в любом темпе.

Вся работа по технике речи должна проверяться словом, текстом, а все, что выражено словами, должно быть осмысленным, ярким, убедительным.

Детские песни разнообразны по содержанию, композиции, музыкальному строю и характеру исполнения. Некоторые песни состоят из повторяющихся звуков подражательных элементов. С помощью протяжных, распевных песен у детей развивается правильное дыхание, подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Вокальная речь имеет особенности, она от обычной речи отличается и по акустическому строю. Диапазон обычной речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы. Вокальные звуки отличаются и большим богатством тембровых красок.

Согласные в пении и речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся предельно четко и ясно. Произнесение же певческих гласных значительно отличается от речевых гласных. При обычной речи глотка резко меняет свой объем и форму при смене гласных. В пении дело обстоит иначе. Для образования ясно различимого певческого гласного достаточно формирования одной из характеристических формат гласного в ротовой полости. Ротовая полость в этом случае становится основным созданием формат, их смыслоразличительных свойств, т. е. их свойств, которые определяют четкое произношение гласных при пении. Отсюда ясно, что значение ротовой полости в вокальной дикции возрастает, что вокальная дикция зависит от активной и четкой работы артикуляционного аппарата.

В пении положение рта для каждого гласного должно быть четким, определенным до самого конца протяженности звучания голоса на данном гласном.

Орфоэпия в гласных в пении разнится от речевой орфоэпии. Все речевые орфоэпические нормы целиком переносить в пение нельзя. В пении требуется четкое построение гласных звуков, т. е. форма рта каждого гласного должна быть совершенно определенной.

При работе над дикцией нужно обратить внимание и стараться достичь правильного произношения сочетания согласных, приняв во внимание основные требования орфоэпии.

Вокальный педагог должен хорошо знать, где в данном слове должно быть ударение, какой слог является ударным и строго требовать от певцов соблюдения этого ударения в пении.

Работу над дикцией следует начинать с ознакомления с качеством произношения гласных и согласных.

Эту работу следует проводить уже в распевках. Ребёнку нужно показать и объяснить разницу между твердой и мягкой атакой звука. За началом звука необходимо тщательно следить и в распевках, и в работе над произведениями.

Над произношением согласных необходимо работать только в соединении их с гласными. Тренироваться можно путем проговаривания или пропевания слогов или слов. На отдельные трудные, плохо удающиеся в пении согласные следует дать специальные упражнения. Перед выполнением упражнений полезно вспомнить об артикуляционных особенностях произношения предлагаемой к выполнению согласной.

При работе с фольклорными произведениями необходимо принимать во внимание особенности диалектных различий русского языка.

Анализ поэтического текста народной песни с точки зрения диалектных особенностей значительно обогатит выразительными средствами исполнение произведения.

Развитие вокальной речи – дикции и певческой артикуляции, является одним из важных видов вокально-технической работы в ансамбле. Работа над вокально-техническими навыками с детьми среднего школьного возраста наиболее актуально, так как именно в этот период у детей часто встречается нарушения речи, недостатки в работе артикуляционного аппарата и дикции.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 20:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие дикции у детей младшего школьного возраста на занятиях вокалом средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Редкозуб (УИ 2553548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД