Жанна Машина
Консультация для родителей «Развитие детского изобразительного творчества в содружестве с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир ребенка — сложный комплекс разнообразных зрительных, слу-ховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.
Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие детского изобразительного творчества в содружестве с семьёй“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная развивающая среда не только групп, но и всех помещений детского сада.
Развивающая среда групп, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие. В каждой группе — уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, вертикальное и горизонтальное озеленение позволяет насытить помещение растениями, за которыми удобно ухаживать взрослым и детям.
Для успешного достижения цели и целостного развития ребенка необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов и родителей. Одним из важных условий развития детского творчества являются единая позиция в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между взрослыми.
Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми на занятиях, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.
При этом следует:
• внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;
• обеспечивать условия для их творческой самореализации;
• уважать позицию ребенка в решении художественных задач;
• удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог; чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально пережили ситуацию. Например, рисуя деревья, мы с детьми как бы превращаемся в них. Туловища — стволы, руки — толстые ветки, пальцы — тонкие ветки, ноготочки — листочки.
Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб-богатырь, и в нежную березку у которой тонкие ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с салютом, ковром и т. д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом — стоят как сугробы. Дети сами находят сравнительный образ.
Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтом на своих занятиях я использую не образец для подражания, а прием показа нескольких способов изображения, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора. Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга.
Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.
Мы работаем акварельными и гуашевыми красками. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и допол-нительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают детям вы-разить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетания цветов.
На занятиях дети знакомятся с выразительными возможностями графических материалов: карандаша, воскового мелка, фломастера, угля; узнают графические способы изображения, где основным средством выразительности является линия. В зависимости от начертания она может быть разной по форме и характеру, может соединять и превращаться в разные узоры. С помощью линии дети могут построить замок, показать фактуру поверхности предмета.
Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с индивидуальной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей — дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроение радости или грусти; рисуя натюрморт, они учатся изображать предметы с натуры; в портрете — передавать характер и настроение изображаемого, в фигуре человека — движение.
Освоение техники изображения портрета происходит в соответствии с возрастными особенностями детей и позволяет последовательно развивать их творческую индивидуальность.
Знакомство детей с портретом как жанром искусства происходит в средней группе. Дети знакомятся с основными признаками портрета, его назначением и отличием от других жанров. Они рисуют образы Колобка, Солнышка.
В старшей группе происходит знакомство с видами портрета, его особенностями. Рассматривая пропорции лица, определяя настроение, дети осваивают средства передачи внутреннего мира человека, его характера и рисуют портреты мам по памяти, сказочных героев.
В подготовительной группе, используя основные средства вырази-тельности, линию и цвет, дети рисуют с натуры портрет воспитателя, транс-формируют характер человека на фантазийные образы — Мудрого (доброго) Волшебника, Легкого Ветра, Красавицы Весны и Злодейки Зимы.
В решении задачи по развитию творческой индивидуальности у детей я использую разнообразные изобразительные техники, которые способствуют развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности : монотипию, рисование с помощью нити, кляксографии, отпечатывание листьев на бумаге, аппликацию с дорисовыванием, рисование на мятой бумаге и др. Дети с интересом осваивают эти техники и испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают интерес у детей, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.
Многие занятия связаны со сказкой. Сказка помогает создать эмоциональное настроение, стимулирует творческую активность детей в создании художественных образов. На занятии дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествие, помогают им в беде, учатся у них добрым поступкам, превращают злых героев в добрых, жадных — в щедрых, мирят поссорившихся. Сказочные герои приходят к нам в гости, дети сами отправляются к ним в сказку. Занятия обогащаются классической и русской народной музыкой, художественным словом.
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха.
В конце каждого занятия проходит анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, где ребенок имеет возможность по-любоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родите-лями. Ежегодно в День защиты детей каждый ребенок демонстрирует свои лучшие достижения на общей выставке рисунков детского сада.
Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.
Вовлечение воспитателей в творческий процесс происходит через раз-нообразные формы сотрудничества. При подготовке к каждому занятию мы совместно обсуждаем содержание предварительной работы с детьми, ищем интересные формы, методы преподнесения детям новых знаний, закрепления технических навыков. Я оказываю помощь воспитателям в подборе художественных произведений репродукций, иллюстраций изобрази-тельного и декоративно-прикладного творчества по теме, мы вместе обго-вариваем содержание дидактических игр и наблюдений, договариваемся о распределении обязанностей на занятии. Знакомя воспитателей с новыми технологиями в художественном творчестве, я регулярно провожу с ними как индивидуальные, так и коллективные консультации, практикумы, педагогические мастерские.
Преемственность взрослых, работающих с детьми, позволяет в полной мере раскрывать им свои индивидуальные способности.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невоз-можно без участия родителей, Для того чтобы родители стали единомыш-ленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо:
• Достучаться до родителей, убедить их, что они на многое спо-собны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помочь ему.
• Убедить их, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
• Воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.
На таких встречах я помогаю родителям увидеть и понять, что изотворчество — могучее средство развития и коррекции внутреннего мира ребенка, что, занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок проявляет свое неравнодушие, сопричастность к близким, к сказочным героям, к животным, растениям, приобщается к народным традициям, народной культуре, что роль родителей в самостоятельной деятельности детей велика; объясняю, с каких позиций надо подходить к ребенку, когда он занят творческим делом.
Приобщая взрослых к творчеству, я стараюсь увлечь их, даю рекомендации, помогаю приобрести практические умения по некоторым видам художественной деятельности, благодаря которым родители могут вместе с детьми заниматься и творить.
При встречах на групповых собраниях родители знакомятся с содержанием программы по изобразительной деятельности и методами закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности ребенка дома.
Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, рекомендациям воспитателя, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с индивидуальными достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.
Одной из результативных форм работы с родителями являются вы-ставки совместного творчества. Их цели — вовлечение родителей в процесс развития творческих способностей детей; способствование творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для со-вместной деятельности.
При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Я пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, показывая им уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. После оформления выставки проводятся организованные экскурсии для детей и воспитателями и посещения детей и родителей. Дети с большим интересом рассматривают экспонаты, испытывают гордость за результат, показывают друзьям свои совместные с родителями поделки. Родители оставляют отзывы о выставке.
Помимо выставок в детском саду, мы с детьми и родителями участвуем в разнообразных художественных конкурсах.
Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра. Совместно со взрослыми дети успешно овладевают основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Дъченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб. : КАРО, 2008.