Алена Маслова
Развитие циклических видов движений дошкольников в ходе режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Развитие циклических видов движений дошкольников в ходе режимных моментов» размещена в разделах
Основные движения циклического вида благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей : укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Одним из этих видов является ходьба.
Ходьба
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).
Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей.
Бег
Бег - интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.
Прыжки
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости
Одним из важных компонентов развития цикличных упражнений является утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует развитию таких качеств, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость; формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление. Специфической задачей гимнастики является формирование правильной осанки, коррекция различных деформаций тела, воспитание умения владеть им.
Еще один компонент двигательного режима. Один из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются на подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и игры с элементами спортивной игры (футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.
Одно из важнейших достоинств подвижных игр состоит в том, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений : ходьбу, бег, прыжки, бросание, метание, лазание, упражнения с предметами – и поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Ловкость: это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Быстрота: способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Выносливость: способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные упражнения на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на велосипеде и др.
Сила: степень напряжения мышц при их сокращении.
Гибкость: способность человека выполнять упражнение с большой амплитудой.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Так же гимнастика после дневного сна позволяет поднять активность у детей, улучшает эмоциональный настрой, помогает провести активную профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Музыкально-ритмическая деятельность так же благотворно влияет на развитие физических качеств детей: происходит общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.
Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с физической культурой, из которой выбираются основные движения : ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т. д.) и без них, способствуют ловкости, координации, выносливости. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д., необходимые для хороводов, танцев. Перестроения хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов
Используя рассмотренные нами режимные моменты в развитии физических качеств дошкольников, мы формируем не только способность быстро бегать, дальше метать, красиво и грациозно танцевать, мы приучаем детей к здоровому образу жизни и стимулируем совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения. Без развития физических качеств ребенок, да и вообще человек, не смог бы выполнять даже элементарные упражнения.