Захарова Лариса Владимировна
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Условиями формирования личного вклада в развитие образования являются: поисково-исследовательская деятельность по проблемам оптимизации форм и методов развития чувства ритма у детей; проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО; разработка комплекта учебно-методических материалов; обобщение и диссеминация опыта в педагогическом сообществе.
Научно-исследовательские условия:
Публикация «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музицирования» размещена в разделах
изучение и анализ существующих теоретических подходов к организации работы по развитию у дошкольников чувства ритма;
участие в вебинарах (авторский курс «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюннико-вой);
анализ педагогической практики дошкольных образовательных организаций.
Методические условия:
разработка модели организации совместной деятельности в контексте ФГОС ДО;
разработка комплекта методических материалов;
создание комплекта дидактических материалов.
Организационно-педагогические условия:
участие в работе городского методического объединения музыкальных руководителей;
размещение, обсуждение, экспертиза материалов в сетевом педагогическом сообществе (сайт pedsovet.org, сеть образовательных сайтов «Учительский. сайт» проекта «Инфоурок»; международный образовательный портал maam.ru).
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образование»
Чувство ритма является одной из основных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Становление чувства ритма в дошкольном возрасте играет значительную роль в речевом развитии ребёнка : сниженный ритмический слух и плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи ребёнка; она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок успешного освоения детьми техники письма.
В отечественной системе музыкального воспитания и практике работы музыкальных руководителей ДОО накоплен богатый опыт по развитию у дошкольников чувства ритма, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, а также в других видах музыкальной деятельности – пении и игре на музыкальных инструментах. Однако требуется переосмысление подходов к организации взаимодействия с детьми в контексте ФГОС ДО, а также модернизация дидактических средств с учётом новых технических возможностей.
Таким образом, возникла необходимость разработки модели, основанной на использовании игровых форм организации творческой музыкальной деятельности, обеспечивающих развитие чувства ритма посредством элементарного музицирования.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование»
Методологической основой образовательной деятельности являются:
концепция развития музыкальных способностей (В. И. Петрушин, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов);
теоретические аспекты развития чувства ритма у детей (Ж. М. Далькроз, К. Орф, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, Э. П. Костина и др.);
методические подходы к развитию чувства ритма посредством музицирования (Т. Э. Тютюнникова, А. Г. Галянт, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева).
Основу проектирования образовательного процесса составляют:
технология музыкально-творческого развития детей 2-8 лет в процессе музицирования (авт. А. Г. Галянт, предусмотренная «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 46» и программно-методическим комплектом «Радуга» (даны методические рекомендации по развитию чувства ритма через игры со звучащими жестами, игры с палочками, инструментальное музицирование);
методика развития чувства ритма у детей 3-7 лет (авт. И. М. Каплунова, И. А. Ново-скольцева, предусмотренная «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 46» и программно-методическим комплектом «Ладушки» (описаны ритмические игры с игрушками и картинками, с именами, с предметами, с ладошками, с палочками).
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель – развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через музицирование.
Задачи:
1. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую творческие проявления детей в воспроизведении и изобретении ритмов.
2. Способствовать развитию исполнительских и творческих способностей детей, ритмического слуха, чувства темпа, чувства метроритма, чувства ритмического рисунка.
3. Повышать профессиональную компетенцию воспитателей по созданию условий развития у дошкольников чувства ритма (темпа, метра, ритмического рисунка).
4. Содействовать активизации образовательного потенциала семьи.
«Ведущая педагогическая идея»
Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма осуществляется через элементарное музицирование посредством игровых форм организации творческой музыкальной деятельности (ритмические игры со звучащими жестами, с палочками, с игрушками, с предметами, на музыкальных инструментах).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Формирование личного вклада осуществлялось в три этапа.
На первом этапе профессиональной педагогической деятельности были изучены методические подходы к организации работы по развитию чувства ритма, проанализирована образовательная среда ДОО, в ходе педагогической диагностики воспитанников был определён начальный уровень сформированности чувства ритма. На основе выявленных образовательных потребностей и возможностей ДОО была разработана модель организации творческой музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, перспективное планирование работы по развитию чувства ритма через элементарное музицирование.
На втором этапе осуществлялась образовательная деятельность с воспитанниками 4-7 лет на занятиях и вне занятий, в том числе с участием родителей; проводились методические мероприятия с воспитателями, а также работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды (приобретению наборов детских музыкальных инструментов, изготовлению дидактических материалов, в том числе цифровых, пополнению музыкальных уголков в группах).
На третьем этапе в ходе педагогической диагностики воспитанников была выявлена динамика сформированности чувства ритма (в музицировании) и сделаны выводы о результативности педагогической деятельности, а также осуществлялось транслирование педагогического опыта в разных формах.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
В образовательном пространстве ДОО (музыкальном зале, музыкальных уголках групп, на музыкальной площадке) оснащена развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие у детей чувства ритма (в музицировании) и включающая:
наборы детских музыкальных инструментов, палочек;
«шумовой оркестр» (наборы самодельных инструментов);
музыкально-дидактические игры («Весёлые дудочки», «Кто как идёт», «Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото»);
дидактический набор к пособию «Этот удивительный ритм»;
наборы предметов для выкладывания ритмических формул;
набор мягких игрушек;
комплект уличного музыкального оборудования (барабанная установка «Ритмика», установка «Звонкая капель», тройной глюкофон, металлофон, вертикальный металлофон).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Модель организации творческой музыкальной деятельности предусматривает использование игровых форм на музыкальных занятиях, в режимных моментах – во время «ритмических минуток», а также в самостоятельных игр в музыкальной развивающей среде.
В структуре каждого музыкального занятия отводится время для ритмических игр разных видов : с палочками, со звучащими жестами, с игрушками, с картинками, с предметами, инструментальное музицирование.
Система работы строится следующим образом: сначала играем своим телом (звучащими жестами, затем играем клавесами (палочками, затем переносим эту игру на музыкальные инструменты (пластинки ксилофонов, металлофонов, клавиши и пр.).
Игры со звучащими жестами – это игры со звуками своего тела, ритмичное сопровождение текстов основными тембрами звучащих жестов: притопами, шлепками, хлопками, щелчками.
Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании на инструментах. Ребёнок осваивает различные приёмы звукоизвлечения, прислушивается к различному звучанию элементарных деревянных инструментов, выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса, согласовывает действия с действиями сверстников.
Инструментальное музицирование – это творческий процесс озвучивания музыкальными инструментами поэтических образов стихов, сказок, образные речевые игры, пение. В групповых моделях даётся возможность каждому участнику оркестра стать «дирижёром» и показать свой вариант, свою модель исполнения. Использование формы «соло-тутти» в работе с оркестром постепенно ведёт детей к пониманию форму рондо, которая побуждает к изобретению своего варианта – эпизода в сочетании с групповой моделью.
«Ритмические минутки» продолжительностью 3-5 минут организуются в группе и на музыкальной площадке. «Ритмические минутки» в группе проводятся воспитателем 2 раза день (утром и во вторую половину дня) после речевых минуток. «Ритмические минутки» на музыкальной площадке проводятся музыкальным руководителем 2 раза в неделю во время прогулки.
Игровые формы организации творческой музыкальной деятельности обеспечивают освоение детьми умений передавать звучащими жестами и на музыкальных инструментах метрическую пульсацию различного характера и темпа, создавать ритмические модели из звучащих жестов и переносить их на музыкальные инструменты, создавать различные ритмические формулы и воспроизводить их на музыкальных инструментах.
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Младшая группа.
Самое сложное – начать развивать чувство ритма у детей младших групп. Занятия начинались с самого простого.
Опираясь на то, что игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности, всю работу по развитию у детей-дошкольников чувства ритма я выстраивала в форме игры. Игрушка вносит веселые моменты, дает возможность детям убедиться в своих знаниях.
Игра «Песенка про игрушку». Название игрушки прохлопывается в ладоши, пропевается четвертными длительностями. (КОШ-КА, МИШ-КА, ЛОШАДКА) В дальнейшем ритм можно усложнить (зай-чик СТЕ-ПА).
Далее дети упражнялись в игре на музыкальных инструментах. Дети знают названия всех инструментов, которые мы используем в игре. (колокольчики, погремушки, бубен, барабан). Отлично понимают жесты преподавателя во время их игры (пляшет зайчик – играет бубен, пляшет кошечка – играет колокольчик) Без сложностей осваивают, в какое время вступать, кто вступает первым и т. д.
В средней группе ввела упражнение «Построение ритмического рисунка». Познакомились с длительностями (долгий и короткий звук). Начиная с самых простых попевок (пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК, зо-ло-ТОЙ гре-бе-ШОК, дети выкладывают ритмический рисунок на магнитной доске из магнитных фигурок, на столе – из больших и маленьких пуговиц. А в дальнейшем могут «прочитать» (прохлопать, проиграть)заданный ритмический рисунок. Диапазон детских музыкальных инструментов постепенно расширяется. Дети овладевают приемами игры на металлофоне, ксилофоне, следят за звукоизвлечением, сольно исполняют песенки-ритмы (на одной нотке).
Постепенно задачи усложняются, соединяются пение и игра на музыкальных инструментах. Несложные попевки («Зайчик ты зайчик»; «Андрей воробей») дети проигрывают на музыкальных инструментах (барабане, бубне, металлофоне). В средней группе ввела упражнения «Стихи и палочки». Детям очень понравились игры с палочками. Эти упражнения можно проводить под счет, а через несколько занятий – без счёта, на внимание.
«Ритм в музыкальных произведениях». Вводятся карты-партитуры для оркестрового исполнения. Дети подыгрывают музыкальному руководителю на музыкальных инструментах небольшие двухчастные произведения. Первую часть играют одни муз инстр., вторую – другие (например, 1-я часть – барабаны и палочки, 2-я - маракасы (сделанные из коробочек от «киндерсюрпризов», рыболовные колокольчики).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
В старшей группе дети знакомятся с длительностями и паузами.
Дети могут прохлопать в ладоши ритм, а на паузу развести руки в стороны, выложить ритмическую формулу на магнитной доске из забавных фигурок (пауза-червячок).
Детям очень нравятся задания на творчество. Один ребенок придумывает свой ритм, выкладывает его (из палочек, пуговиц, фигурок, другой желающий этот рисунок прочитывает, прохлопывает, проигрывает на музыкальных инструментах (бубен, барабан, треугольник, металлофон, пианино, аккордеон).
В подготовительной группе продолжается знакомство с длительностями и паузами. Дети могут исполнять небольшие произведения в оркестре, они достаточно хорошо слышат друг друга, могут вовремя вступить. Ребята любят игру «Соло – тутти» (карты – партитуры для оркестрового исполнения, где роль дирижера исполняет ребенок.
Инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, флейты, треугольники, барабаны.
На протяжении всего времени с детьми старшей и подготовительной к школе групп проводилась работа на развитие чувства ритма на занятиях по речевому развитию (упражнения по развитию чувства ритма в движении и в изображении на плоскости).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Повышение профессиональной компетенции воспитателей по созданию условий развития у дошкольников чувства ритма обеспечивается через:
консультации по обогащению групповых музыкальных уголков средствами ритмического развития (проводятся с воспитателями всех групп дошкольного возраста 2 раза в год : в начале и в середине учебного года);
практикумы по разучиванию ритмических игр (проводятся с молодыми специалистами всех групп дошкольного возраста 1 раз в месяц в целях подготовки к музыкальных занятиям);
мастер-классы по организации «ритмических минуток» в режимных моментах (проводятся с воспитателями средней, старшей и подготовительной групп 1 раз в квартал);
семинары-практикумы «Развитие чувства ритма в движении и в изображении на плоскостях» (проводятся с воспитателями старшей и подготовительной групп в начале учебного года).
Реализуя технологию речевого развития детей 2-8 лет (авт. Т. И. Гризик, воспитателям в группах старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению письму, в том числе по подготовке к технике письма. Одним из содержательных блоков данной работы является развитие чувства ритма в движении и в изображении на плоскости. В ходе семинара-практикума воспитатели осваивают методику и последовательность проведения специальных ритмических упражнений для их последующего использования в работе по речевому развитию :
воспитатель прохлопывает простой ритм, ребёнок слушает и повторяет;
ребёнок прохлопывает ритм, воспитатель зарисовывает ритмический рисунок, этот рисунок подписывается и сохраняется;
«чтение» ритмического рисунка – дети воспроизводят ритм по ритмическим рисункам (своим и воспитателя) через хлопки, постукивание карандашом по плоскости, ладонью по коленке и пр. ;
работа с сеткой (клеткой) : дети сначала выкладывают в определённом ритме (сначала по образцу, затем самостоятельно) геометрические фигуры и цветные полоски, затем вписывают линии (бордюры).
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Активизация образовательного потенциала семьи и развитие педагогической компетентности родителей обеспечивается через:
информирование семьи об образовательной деятельности по развитию у детей чувства ритма (в музицировании);
консультативную поддержку родителей (законных представителей);
непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность.
Информирование родителей осуществляется на родительском собрании в средней группе (выступление «Чувство ритма, его значение в развитии ребёнка»).
Консультативная поддержка обеспечивается в следующих формах:
«педагогическая гостиная» по теме «Развитие чувства ритма посредством игры на музыкальных инструментах»;
выставка инструментов для шумового оркестра «Весёлые шумелки»;
мастер-класс «Мастерим музыкальные инструменты всей семьёй».
Непосредственное участие родителей в образовательной деятельности осуществляется в следующих формах:
помощь в подготовке праздничных мероприятий;
участие в досуговых мероприятиях (совместные номера);
участие в конкурсе «Лучший музыкальный уголок».
«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»
Разработана система совместной деятельности взрослого и детей в регламентирован-ных (на музыкальных занятиях, «ритмических минутках») и нерегламентированных формах.
Разработан комплект учебно-методических материалов, включающий:
перспективное планирование работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста;
картотека ритмических игр (по возрастным группам);
методические разработки образовательной деятельности (занятий);
дидактические средства (цифровые и на бумажных носителях) : комплект дидактических каточек «Ритмические рисунки», «Карты-партитуры для оркестрового исполнения».
«Результативность профессионально-педагогической деятельности и достигнутые эффекты».
В качестве диагностического инструментария использовались:
показатели сформированности (чувства ритма) в разных возрастных периодах дошкольного возраста (О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова);
диагностические задания (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева) :
для детей средней группы (4-5 лет) – «Андрей-воробей» (выложить на фланелеграфе ритмический рисунок «солнышками», прохлопать в ладоши, по коленям, по животику, проиграть на музыкальных инструментах);
для детей старшей группы (5-6 лет) – «Тук-тук, молотком» (простучать кулачок о кулачок ритмический рисунок, «Белочка» (прохлопать в ладоши, простучать по коленям, по животику, проиграть на музыкальных инструментах);
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) – «Гусеница с паузами» (выложить на фланелеграфе ритмическую формулу, прохлопать в ладоши, проиграть на музыкальных инструментах, «С барабаном ходит ежик» (проиграть попевку на музыкальных инструментах).
Показателями сформированности у дошкольников чувства ритма (в элементарном музицировании) являются умения детей :
- в 5 лет (средняя группа) :
правильно называть графические изображения звуков;
отхлопывать ритмические рисунки песенок;
правильно прохлопывать ритмические картинки;
играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.
- в 6 лет (старшая группа) :
прохлопывать ритмические песенки;
различать длительности в ритмических карточках;
играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы;
осмыслить понятие «пауза»;
выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его;
- в 7 лет (подготовительная к школе группа) :
ритмично играть на палочках, на разных инструментах по подгруппам, цепочкой;
самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами;
самостоятельно играть ритмические формулы на музыкальных инструментах;
придумывать различные ритмические формулы, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.
«Результативность профессионально-педагогической деятельности и достигнутые эффекты».
По результатам педагогической диагностики в начале и в конце учебного года прослеживается позитивная динамика сформированности чувства ритма :
у воспитанников средней группы (4-5 лет) с 19% до 57%;
у воспитанников старшей группы (5-6 лет) с 57% до 76%;
у воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) с 76% до 88%.
Таким образом, у большинства воспитанников (46 чел. из 52 чел.) сформировано чувство ритма (в музицировании).
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Результаты педагогической деятельности были представлены в различных формах транслирования опыта:
публикация статьи в журнале «Технологии Образования» (№ 2 (4, 2019);
публикация методических материалов в сети образовательных сайтов «Учительский. сайт» проекта «Инфоурок»;
размещение методических материалов на международном образовательном портале maam.ru;
выступление на семинаре-практикуме для музыкальных руководителей «Использо-вание современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования по ритмике в соответствии с ФГОС ДО» (13.04.2018).
Адресная направленность опыта профессиональной деятельности: может быть использован в массовой практике музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Арзамаса, работающих с детьми дошкольного возраста.
«Литература»
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет : методическое пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. – М. : Просвещение, 2015. – 120 с. : ил. – (Радуга).
3. Каплунова, И. М. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей (Пособие + приложение) / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб: Композитор, 2005. – 76 с. – (Ладушки).
4. Костина, Э. П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музы-кального слуха у детей : звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического: методическое пособие / Э. П. Костина. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 212 с. : ил.
5. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс +, 2014. – 332 с.
6. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. – https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/14/razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov-v-protsesse-obucheniya-igre-na
7. Развитие чувства ритма посредством творческого музицирования. – https://www.o-detstve.ru/users/39900/articles/164703-metodicheskie-rekomendacii-razvitie-chuvstva-ritma-posredstvom-tvorcheskogo-muzicirovaniya.html
8. Развитие чувства ритма и музицирование. Изобретательный характер в музыке. – https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-chuvstva-ritma-i-muzicirovanie-izobretatelnyi-harakter-v-muzyke.html