клим аширяев
Разработка концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Приглашаем к обсуждению и участию в проекте
«Разработка Концепции образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду»
Водосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. Основными вопросами предмета «Учимся беречь воду» являются актуальность водосбережения и, не только отраслевой характер этой проблемы, но и общая значимость рационального использования водных ресурсов для нашей страны и мирового сообщества.
Публикация «Разработка концепции образовательной программы учебного курса „Учимся беречь воду“» размещена в разделах
В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением водопотребления, истощением и загрязнением водных ресурсов отходами антропогенной деятельности человека.
В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного использования водных ресурсов в экономике страны.
Рассматривая вопросы о местных источниках воды учащимся необходимо разъяснить, что на современном этапе реальными видами водных ресурсов могут быть реки, озера подземные воды, в определенной мере атмосферные, шахтные, карьерные и дренажные и др. воды. Возможности использования соленых вод океанов и морей при сегодняшнем уровне развития технологий весьма ограничены, хотя научные исследования и разработки во всем мире и в нашей стране в этом направлении ведутся довольно интенсивно.
Возникновение этих проблем в значительной мере обусловлено социальными факторами. Поэтому и решение их должно реализовываться не только техническими средствами, но и путем изменения системы ценностей по отношению к окружающей среде, т. е. ключ к решению этих задач - формирование нового менталитета общества.
Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием водо-ресурсосберегающих технологий, эффективным ведением хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения, сохранность и экономное использование воды.
Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии водопользования во всех отраслях хозяйства, в то же время будет понимать важность экономии водоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою водную безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека водным ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.
В связи с вышеизложенным актуальна разработка Концепции методических рекомендаций, которые должны включать примерную образовательную программу курса и рекомендации по проведению тематических уроков по водосбережению и водоэффективности, по использованию электронного образовательного издания в практической деятельности педагогов и самостоятельной работе учащихся.
Примерная образовательная программа курса «Учимся беречь воду»
Рациональное использование воды– приоритет государственной политики развитых стран мира. Водосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы пресной воды. Все больше людей понимают, что будущее – за рациональным, бережливым использованием воды. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше воды, чем ее реально необходимо использовать.
Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоничному развитию природы и человека, природы и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения экологических проблем, в том числе водных и проблем водосбережения.
Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения воды и снижения ее потребления в жилых помещениях, производственных процессах, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования водных ресурсов как неотъемлемой части водосберегающей политики нашего государства.
В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности является информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на формирование и развитие у школьников культуры водосбережения. Которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ рационального использования и охраны водных ресурсов, регламентирующих обеспечение мероприятий по водосбережению и повышению эффективности водопользования.
Значимость формирования культуры водосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по водосбережению и эффективности водопользования среди учащихся школ возрастает в контексте вступления РК во Всемирную торговую организацию.
Начальная школа является важным этапом интеллектуального развития, периодом интенсивного приобретения знаний и становления мировоззрения человека. Именно в этом возрасте происходит накопление («впитывание») моральных ценностей и норм поведения, что определяет младший школьный возраст как наиболее благоприятный для знакомства с вопросами бережного отношения к окружающей природе, формирования и развития культуры водосбережения и повышения эффективности водопользования.
Вопросы водосбережения и повышения эффективности водопользования должны быть включены в программу духовно-нравственного развития и воспитания, а также программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При этом Программы должны реализовываться «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения» .
Как следствие, в начальной школе вопросы водосбережения и повышения водоэффективности могут быть интегрированы в содержание обучения таких учебных предметов как окружающий мир, технология, математика, чтение и русский язык. Одновременно знакомство с этими важными проблемами может осуществляться в рамках внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, проектная деятельность). Такой подход обеспечит целенаправленное и системное формирование культуры водосбережения и повышения водной безопасности у учащихся начальной школы.
Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду», ориентированного на формирование и развитие культуры водосбережения и водоэффективности учащихся начальной школы.
Отличительными особенностями и новизной программы является :
• деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;
• принцип комплексного развития личности ребенка как общая научно-методическая основа разработки образовательной программы;
• принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным учебным предметам (технология и окружающий мир, окружающий мир и литературы);
• принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на развитие творчества ребенка;
• принцип вертикальной межпредметности – предполагает ориентацию на подготовку учащихся к изучению естественно-научных дисциплин основной школе (география, физика, химия, биология, технология);
• принцип перспективности – реализуется через возможность установления преемственных связей, как между учебными предметами начальной школы, так и основа для обеспечения успешного изучения соответствующих естественнонаучных предметов в основной школе).
Цель образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» : создание условий для формирования у учащихся начальной школы культуры водосбережения и водоэффективности.
Задачи образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» :
• формирование представлений о том, что такое вода, как она связана с работой, какие виды воды можно выделить и как один вид воды переходит в другой;
• формирование системы представлений об источниках воды и их использовании;
• формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения воды, в том числе воды, потребляемой в жилище человека (дом, квартира, в школе и т. д. ;
• формирование знаний о способах экономии разных видов воды и ее источников;
• формирование простейших умений экономии разных видов воды в быту;
• развитие умений использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование мышления, воображения, речи учащихся начальной школы, их эрудиции и общей культуры.
Значимость образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» определяется вкладом в экологическое воспитание школьников, в том числе в воспитание бережного отношения к воде, в формирование у младших школьников элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с водосберегающими нормами поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы курса «Учимся беречь воду»
1. формирование целостного представление о влиянии водоснабжения на окружающую среду и методах сохранения окружающей среды
2. формирование гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование водных ресурсов
3. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме водосбережения
4. понимание личной ответственности за экономное и бережное отношение к воде, электроэнергии, теплу, природе в целом
5. убеждение в важности личного вклада в водосбережение
.6. убеждение в возможности и необходимости личного участия в решении проблем водосбережения
7. установка на правильное поведение в жизни, а именно бережное отношение к водоресурсам;
-8. осознанное отношение к природным ресурсам, в том числе водоресурсам и их использованию
Вклад в достижение личностных результатов в соответствии с Государственной водной политикой РК
1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия, к которым относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные.
1) Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• смыслообразованию, т. е. установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами (т. е. между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется);
• общеучебным, логическим учебным действиям (например, выделение и формулирование познавательной цели и ее сравнение с предполагаемым результатом; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);
• постановке и решению проблемы, в том числе творческих и поисковых;
• поиску необходимой информации для выполнения практических заданий;
• смысловому чтению художественных и познавательных текстов, в том числе выделению существенной информации из текстов разных видов;
• переносу знаний с одного явления на другое;
• отбору необходимых знаний из большого объема информации.
Обучающийся получит возможность:
• для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• для формирования интереса к познанию окружающего мира;
• для формирования самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
• для ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
2) Регулятивные учебные действия.
Обучающийся научится:
• целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
• самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
• осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
• планированию как определению последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлению плана и последовательности действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, моделями, видео, словесно- образным и словесно-логическим материалом самостоятельно и в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
• находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
• на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
• осуществления пошагового и итогового контроля по результату.
3) Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• воспринимать другое мнение и позицию;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
• строить понятные для партнера высказывания;
• задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить монологическое высказывание;
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать другое мнение и позицию;
• умению договариваться, приходить к общему решению (при организации работы в группе, в паре);
• контролировать действия партнера (оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил самостоятельно);
• адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
• навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты.
• формирование первичных сведений о понятиях, связанных с водосбережением и водоэффективностью, экологией;
• формирование системы представлений о взаимосвязи производственной и бытовой деятельности человека с экологическими проблемами;
• формирование знаний о простейших приемах водосбережения и повышения водоэффективности;
• формирование простейших умений сохранения различных видов вод.
.1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы курса «Учимся беречь воду»
Системная оценка личностых, метапредметных и предметных результатов фиксируется в форме портфеля достижений.
Учитывая, что курс «Учимся беречь воду» является межпредметным, портфолио ученика может учитываться при итоговом оценивании по таким учебным предметам, как окружающий мир и технология.
Оценка достижение планируемых результатов проводится в нескольких формах.
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в портфеле достижений. Рекомендуемая шкала оценивания предметных результатов:
1 уровень – оптимальный (70-100% выполнения работы, очень хорошо);
2 уровень – допустимый (50-70% выполнения работы, хорошо);
3 уровень – достаточный (40-50% выполнения работы, удовлетворительно);
4 уровень – критический (менее 40% выполнения работы, неудовлетворительно).
Рекомендуемые формы и методы контроля предметных результатов: результаты выполнения практических интерактивных заданий из электронного издания; устный опрос, оценка участия в дискуссии с использованием печатного учебного пособия «Учимся беречь воду», а также участия во внеклассных мероприятиях; мини проект и творческая работа.
Метапредметные и личностные результаты оцениваются на основе психолого-педагогических исследований, в том числе педагогических наблюдений, анализа продуктов учебной деятельности учащихся, анализа деятельности учащихся во внеклассных тематических мероприятиях, в проектной деятельности.
Аширяева А. К. ,эксперт по маркетингу водопользования и водосбережению
Аширяева С. К. ,магистр, эксперт менеджменту водопользования и водосбережению
Аширяев К. Ш. к. т. н. ,проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению
Алматы,31.12.21