Лина Пенкина
Занятие «Рассматривание русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с русским народным костюмом; научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма- головным убором- кокошником; вызвать интерес к русскому костюму; развивать речь, слуховую память; упражнять в дифференциации звуков с-з; продолжать формировать интонационную выразительность речи.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм
- Русский народный костюм. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Материалы: куклы в русских народных костюмах; иллюстрации «Народный костюм»; кокошники, карта Рф; магнитная доска с буквами КУКЛА; картинки: кот, улитка, коза, лодка, аист; для девочек русские народные костюмы; для каждого ребенка: фломастеры, шаблоны кокошника, по 4 пластмассовые крышки от бутылок; аудиозапись: «Родина» рус. нар. песня; «Новая кукла» П. И. Чайковский; «Милая моя березка» сл. и муз. А. Бутырина; «Сапожки русские» сл. А. Н. Щербан, муз. Н. М. Кудрин; хоровод «Милый мой хоровод»; «Во поле береза стояла» рус. нар. песня.
1. Оргмомент.
Дети входят в группу, образуют круг и слушают отрывок рус. нар. Песни «Родина».
Воспитатель: Русь деревянная- края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Дети рассматривают карту России, проговаривают название нашей страны. Рассказывают, что они знают о России.
Воспитатель предлагает отгадать имя гостя, который придет на занятие : по первым буквам слов- названий предметов: кот,улитка, коза, лодка, аист.
2. Развивающая игра «Прочитай по первым буквам».
Дети отгадывают слово КУКЛА. Слушание: П. И. Чайковский «Новая кукла».
3. Дидактическая игра «Подбери признак» Кукла какая?
Дети подводят итог игре и сообщают, что кукла в русском народном костюме.
4. Упражнение по отработке восклицательной интонации предложения: «Какая она красавица»!
Дети замечают,что кукла Катя пришла со своими подругами.
5. Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»(одна кукла, две куклы и т. д.)
Дети определяют, что русский народный костюм состоит из сарафана и кофты.
6. Рассказ ребенка. Мне рассказывала бабушка, что раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые называются сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли лебедушкой.
Дети отмечают, что сарафаны были красивыми, их украшали ленточками, бисером, кружевами.
7. Хоровод: «Мой милый хоровод» рус. нар. песня.
8. Знакомство с новыми пословицами: «По одежке встречают, по уму провожают», «Бабьи рубашки- те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Дети повторяют пословицы и объясняют, как они их понимают.
9. Пальчиковая гимнастика «Башмачки».
Девочка: Катя туфли потеряла,
долго плакала, искала.
В крышки пальчики обула,
Смело в них вперед шагнула.
Дети берут пластмассовые крышки от бутылок(4 шт.) и надевают их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола. В это время звучит песня «Сапожки русские» сл. А. Н. Щербан, муз. Н. М. Кудрин.
10. Упражнение «Озорные звуки».
Воспитатель читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно.
Русская красавица своей козою (косою) славится.
11. Русская народная игра «Ходим кругом».
Ребенок: эй, подружки- хохотушки, развеселые болтушки!
Эй, ребята- молодцы, озорные удальцы!
Выходите поиграть длинный день скоротать.
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего и ставят его в середине круга. Он громко называет свое имя. Все, стоящие по кругу, медленно двигаются в право и запевают песенку:
Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята не зевать!
Все, что Ваня нам покажет, дружно будем повторять!
12. Художественно- продуктивная деятельность.
Дети, посмотрите, что у Кати на голове? Кокошник. Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам- самой заметной части любого костюма. Дошкольники рассматривают несколько кокошников, рассказывают, чем они украшены. А еще кокошники украшали тесьмой. Его расшивали завитками, как веточками, а в завитки вшивали бусинки. Вот такие кокошники шили и вышивали мастерицы- рукодельницы.
Мастерицы- рукодельницы (девочки,сидя на скамье, «шьют»- (тянут «иголку с ниткой» в сторону, чуть вверх от себя, поют:
Я вышиваю кокошник проворно
Ниткой зеленой, и красной, и желтой.
Есть у меня еще целый клубочек,
Ты вышивать помоги мне, дружочек.
Дети выбирают понравившиеся кокошники и раскрашивают их, пока звучит русская народная песня «Во поле береза стояла». Затем помещают их на выставку.
13. Рефлексия.
Кому понравилось наше путешествие по древней Руси- завяжите красную ленточку на березке справа, если нет- синюю ленточку на березке слева.