Наталья Масалова
Конспект занятия «Рассматривание картины И. Попова «Первый снег» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : старшая
Тема: Рассматривание картины И. Попова «Первый снег»
Форма работы:
Цель: Формирование умения целенаправленно рассматривать картину (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
Задачи:
Образовательные:
Формировать умения детей, рассматривая детали картины и устанавливая причинно-следственные связи, акцентируя внимание на сюжете, на действиях персонажей;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание картины И, Попова „Первый снег“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
-развивать речь как средство общения;
-развивать умение находить недостающие элементы картины;
-способствовать развитию пространственных и временных отношений при работе с инструментами;
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
Предварительная работа: Чтение «Приключение Кронтика. Как там внутри картин?»;
Основная образовательная деятельность: Речевая
Основной вид деятельности: Коммуникативная
Форма организации: Непрерывная – образовательная деятельность: рассматривание картины
Методы и приемы: Словесный метод: рассказ воспитателя, вопросы к детям, Приемы: проблемная ситуация, речевой образец объяснение,
Наглядный метод: метод иллюстрирования: метод показа;
Приемы: рассматривание картины, показ способа действия инструментами;
Практический метод: выполнение творческих действий;
высказывания детей.
Материалы и оборудование: Картина И. Попова «Первый снег» большая демонстрационная, на каждого ребенка маленькая; инструменты: на каждого ребенка 1-зоркое око, 3 стрелки указателя, 1 рамка (широкое окно); для воспитателя -1 зоркое око, 1 стрелка указатель, 1 рамка; мольберт; конверт, письмо, разрезные элементы картины, картина для наклеивания элементов, клей, салфетки, тарелки.
ход
Приветствие детей:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в детский сад приносили почту, и там было письмо для нашей группы (показываю конверт). Узнаем от кого письмо?
Здравствуйте ребята старшей группы!
Пишет вам экскурсовод.
К нам поступила коллекция картин для выставки. Но одна из картин оказалась испорченной. На ней видно, что был нарисован снег. Вы дружные, трудолюбивые ребята.
Помогите, пожалуйста, ее восстановить. Жду ответа. До свидании (выдержать паузу).
Постановка цели предстоящей деятельности Словесный метод:
Проблемный диалог, Воспитатель: -Что делать?
-Как помочь, восстановить картину?
Дети: Нужно найти картину, определить, какая часть была испорчена, и увидим что на ней изображено.
Совместная работа по нахождению средств деятельности Словесный метод: рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение
Наглядный: метод иллюстрирования: рассматривание картины, метод показа: работа с инструментами.
Практический: выполнение способа действия инструментами
Прием «вхождения» в картину.
Воспитатель: - Ребята, кто пишет картины?
Дети: Художник
Воспитатель: - Где можно увидеть картины?
Дети: В музее, в картинной галерее.
Воспитатель: Я знаю одну картинную галерею, там тоже готовятся к выставке, и приглашаю вас отправиться туда.
(все шагаю на месте)
Воспитатель: Мы на выставку идём, как себя мы та ведем?
Дети: Очень тихо, не шумим. Шум мешает остальным!
Воспитатель: Бегать, прыгать разве можно?
Дети: Нет! Мы ходим осторожно, и особое внимание уделим мы созерцанью.
(переходят к картинам)
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картин! (картины висят на мольберте, закрыты)
Что было изображено на картине, которая нам нужна?
Дети: снег
Воспитатель: Это картина «Иван Царевич на Сером Волке» написал ее В. Васнецов, это «Утро в сосновом бору» И. Шишкина. (Находят нужную картину)
Воспитатель: - Почему вы выбрали эту картину?
Дети: только на этой картине изображен снег.
Воспитатель: Написал эту картину художник Игорь Попов. А называется она «Первый снег».
Воспитатель: Как же нам восстановить ее?
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю войти в картину и рассмотреть ее внутри.
А помогать нам будут инструменты (зоркое око, волшебная рамка, стрелка указатель).
Воспитатель: Заходить нужно не там где вздумается, а там где подсказывает художник, выбрать самое безопасное место, чтобы никому не помешать и не навредить.
После вхождения в картину, нужно держаться друг друга, чтобы не потеряться, не наследить, а главное вместе обсуждать все вопросы, тогда мы узнаем главный секрет картины, и выйдем из нее.
Воспитатель: Где можно войти? Где художник подсказал нам вход?
(определяют у картины на мольберте, предположения детей). Если войдем слева, где высокий дом, нас увидит собака.
Воспитатель: Может войдем справой стороны, где низкий дом и девочкам не помешаем, и собака на нас не смотрит.
Воспитатель: Я вам предлагаю сесть за столы и найти вход.
(Возьмите стрелку указатель, и обозначьте вход в картину) (Воспитатель ставит стрелку-указатель на магните на демонстрационную картину, где вход и эмоционально выражает вход в картину)
Воспитатель: «Представьте на минуту, что картина ожила. Что бы вы услышали?»
Дети: смех
Воспитатель: А какое у вас возникло от этого настроение, состояние, чувства?
Дети: радость
Воспитатель: Смотрите, как девочкам весело. Они от радости скачут и подпрыгивают.
Воспитатель: Почему им весело?
Дети: Они радуются снегу.
Воспитатель: Исследуем площадку под их ногами? Возьмите широкое окно и посмотрите, девочки просто прыгают на месте?
Дети: Следы девочек образуют круг, значит они кружатся в хороводе.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете
девочки давно гуляют вместе, или только что прибежали из разных мест?
Воспитатель: Как это узнать?
Дети: по следам на снегу.
Девочки прибежали с трех сторон. Одна девочка прибежала из невысокого дома с правой стороны, две другие с левой стороны, из высокого дома, но из разных мест.
(Покажите указателем, из каких мест прибежали девочки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на девочек, я думаю, что еще вчера на улице было тепло.
Дети: На девочках легкая одежда, они без варежек.
Возьмите широкое окно и найдите тому доказательства
(как одеты девочки).
Воспитатель: Отыщите на картине сохранившийся кусочек вчерашнего тепла?
Дети: Листья лежат на земле, висят на деревьях, они желтого цвета.
Воспитатель: Возьмите зоркое око, и покажите эти места (листья на земле, на деревьях).
Воспитатель: А зачем девочки подняли руки вверх?
Дети: Они ловят снег.
Воспитатель: Возьмите зоркое око, и выделите на картине часть, где девочки ловит снег
Физминутка Зима
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: А снег то еще идет!
Покажите зорким оком снег, который еще не упал на землю и на крыши домов.
Воспитатель: Где вы его видите?
Воспитатель: А снег не везде белого цвета? Проверьте наблюдения (возьмите зоркое око и выделите места, где снег темный)
Обратите внимание на темные тропинки, следы.
Воспитатель: Кто еще кроме девочек любуется снегом?
Дети: Собака, прохожий остановился и смотрит, человек на балконе, в телефонной будке. Покажите их широким окном.
(Собака, прохожий остановился и смотрит, человек на балконе, в телефонной будке).
Воспитатель: Почему-то на улице мало людей?
Дети: У них на крышах домов есть антенны, смотрят телевизор.
(возьмите зоркое око, исследуйте крыши домов и найдите тому подтверждение)
Воспитатель: Какой день?
Дети: пасмурный.
(возьмите широкое окно и найдите на картине кусочек грустного настроения) выделить небо серое, унылое.
Воспитатель: Ребята, мы все исследовали в картине нам пора выходить, но мы не сможем выйти, если не угадаем главный секрет картины.
Воспитатель: Какой главный секрет картины?
Дети: первый снег вызывает радость, и немного грустного настроения.
Воспитатель: Вот нам выход открылся, и мы вышли из картины
(соберите все инструменты и положите на тарелки).
Воспитатель: Зачем мы входили в картину?
Воспитатель: Какая часть картины была испорчена?
Дети: девочки, которые кружатся в хороводе, прохожий они все радуются снегу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно определили испорченное место на картине. Я вас приглашаю в художественную мастерскую, чтобы картину восстановить.
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Игровой: Дидактическая игра «Сложи картинку».
Практический: выполнение действий в игре «Сложи картинку» Дидактическая игра «Найди недостающие предметы». Дети находят элементы картины, и наклеивают их на основную картину.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы справились с заданием. Но нам пора возвращаться в группу.
Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться снова в группе
Тебе достаточно шагнуть.
Подведение итогов
Рефлексия Словесный:
Вопросы к детям, анализ действий. Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: мы помогали экскурсоводу
Воспитатель: Как нам это удалось?
Дети: Мы пошли на выставку, нашли такую же картину, рассмотрели картину внутри, нашли испорченное место и в мастерской художника восстановили ее.
Воспитатель: В чем было затруднение?
-А вы, с каким настроением работали?
-Ребята, я пойду на почту, и отправлю ваше письмо.
(Вкладываю письмо в конверт, заклеиваю).
Список используемой литература.
1. Чуракова Н. А. Кронтик в музее. Как там - внутри картины? : Книга для работы взрослых с детьми: учеб. пособие/ Н. А. Чуракова. - М. : Академкнига/Учебник, 2009.- 72с.