Марина Алексеева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средних дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
образовательные:
-формировать представление о предметах: их свойствах и качествах,
-формировать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
развивающие:
-развивать мыслительные способности : сравнение, сопоставление, обобщение,
-развитие мелкой моторики и координации движений,
-развитие памяти и активизация мыслительных процессов,
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средних дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развитие речи,умения давать отчет об увиденном, формулировать ответ, делать выводы,
воспитательные:
-создание положительной мотивации к экспериментированию,
-создание дружеской атмосферы во время проведения исследований,
-воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Материал:
2 емкости, вода, соль, 2 яйца, блюдце, свеча, зажигалка,стакан, пакет, карандаш, столы, салфетки, воздушный шарик, геркулесовые хлопья, 2 апельсина, тазик, краска, зубочистки, тарелка.
Ход:
Ребята, посмотрите, как изменилась наша группа, сколько необычных предметов расставлено на столах и все они нам пригодятся. Сегодня, я предлагаю вам путешествие в прекрасный мир увлекательных опытов и экспериментов, но сначала, я хочу раскрыть вам небольшой секрет-тайну. Хотите узнать? Я волшебник, но пока я еще только учусь и у меня не все хорошо получается, и мне очень нужна ваша помощь. Вы согласны мне помогать?Но вот просто так в наш прекрасный и волшебный мир никак не попасть, для этого надо знать особые волшебные заклинания, с помощью которых могут осуществиться все детские мечты. У меня есть волшебная палочка, сейчас я дотронусь до себя и превращусь в настоящего волшебника. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! А теперь палочка коснется каждого из вас и и чудеса начнутся. Предлагаю вам одеть чудо-передники, которые будут защищать нас от маленьких неожиданностей во время опытов. Вот теперь мы готовы и отправляемся в страну чудес,где чудеса мы будем не только смотреть, но и сами создавать.
Приглашаю вас подойти к столу и рассмотреть карту мира, которая висит над столом. Мы с вами очень любим путешествовать по карте, мечтать.
-Скажите, какого цвета на карте больше всего? (синего, голубого)
-Что он может обозначать? (правильно, это вода)
-Много воды на нашей планете Земля? (очень много)
-Но огромное количество воды-соленой а пресной совсем мало, поэтому ее мы и стараемся беречь и охранять.
-Как вы думаете чем отличается пресная вода от соленой? (пресная вкусная, ее можно пить людям и животным, поливать растения,а соленая для этот не годится.)
-Кто из вас любит купаться? А кто был на море и плавал там? Понравилось?
-Сейчас мы при помощи опыта попробуем узнать в какой воде плавать легче.
1. Опыт с соленой водой.
Дети из личного опыта знают, что плавать в соленой воде проще,чем в пресной. Мы попробуем это доказать и увидеть наглядно. Для нашего опыта потребуется (2 сырых куриных яйца, соль, 2 стакана с водой, ложка). В один стакан добавить соль и хорошо размешать ее в воде, затем в пресную воду опустить сырое куриное яйцо, обратить внимание детей, что яйцо опустилось на дно стакана-утонуло. Теперь опускаем яйцо в соленую воду, с удивлением отмечаем, что оно плавает.
Значит вывод:соленая вода выталкивает предметы, плотность ее больше чем пресной и яйцо плавает на поверхности.
В соленой воде легче плавать, т. к. тело поддерживает не только вода,но и растворенные в ней частички соли.
-А сейчас, предлагаю вам присесть на стульчики, т. к. наш опыт может быть немного опасен и проводить его буду я.
-Все вы знаете,что такое огонь. С огнем шутки плохи и детям разводить его нельзя! Но огонь может быть другом, а может быть врагом.
-Подскажите, когда огонь- друг? (согревает в походе у костра, подогревает еду, приятно посидеть и помечтать у горящей красивой свечи, огонь помогает изготовлять металл, стекло)
-А когда огонь враг? (дети играли спичками и загорелся дом, пожар в лесу)
2. Опыт с самозатухающей свечей.
Опыт показывает как образуется и действует углекислый газ.
Все мы знаем,что человек, животные и растение дышат кислородом. Мы вдыхаем кислород, полезный для нас газ, а выдыхаем углекислый-вредный газ. Оказывается огонь тоже «дышит» кислородом. Сейчас это мы попробуем увидеть наглядно.
Нам потребуется блюдце, вода, свеча, зажигалка, стакан.
-положите в центр блюдца свечу, -заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи,
-зажгите фитиль и дайте ему разгореться,
-накройте свету стаканом,
-огонь гаснет,а вода быстро собирается из блюдца в стакан.
Вывод: огонь израсходовал весь кислород, и потух.
А сейчас, вставайте и помогайте мне сделать следующий опыт.
3. Опыт-дырявый пакетик.
Мы с вами знаем, что пластик окружает нас всюду и пользуемся мы им каждый день.
Где мы его встречаем? (фрукты и овощи носим в пакетах, молочные продукты -в баночках, коробках, бутылках, все из пластика)
Сейчас мы с вами попробуем доказать, что совершенно не важно есть в пакете дырки или нет для того, чтобы удержать в нем воду.
Для опыта нам необходимо: вода, прозрачный пакет, остро заточенные зубочистки и таз.
-наполняем пакет водой,
-завязываем узел для удобства,
-аккуратно протыкает пакет насквозь (над тазом,
-можно проткнуть двумя, темя зубочистками,
-наблюдаем как пакет удерживает воду.
Вывод: полиэтилен-материал пластичный, поэтому когда его протыкают, он как бы растягивается вокруг зубочистки.
Ну,что мои маленькие волшебники, вы готовы потрудиться еще?
Посмотрите, какие вкусные, яркие и ароматные апельсины я приготовила для следующего опыта.
4. Апельсин- утонен или нет?
Мы с вами много раз видели и ели апельсин, а сегодня я предлагаю провести с ним опыт. Потрогайте апельсин. Он тяжелый? Сегодня мы его попробуем искупать в воде.
Берем апельсин и опускаем его в воду, что мы видим? Он весело плавает и часть его на поверхности воды, утопить его полностью в воде не получается как бы мы с вами не старались. Согласны?
Теперь второй апельсин мы почистим от кожуры и опустим в воду. Что произошло? Апельсин полностью утонул. Рассмотрите внимательно маленькие точечки на кожуре апельсина в лупу. Видите? Здесь прячутся маленькие камеры воздуха, которые помогали ему плавать.
Вывод; в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают его на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что стал тяжелее воды.
А сейчас мы немного поиграем с волшебным шариком и хлопьями нашей любимой каши. Будем маленькими проказниками.
5. Волшебный шарик.
Посмотрите, у меня есть воздушный шарик, но с ним можно не только играть, но и проводить любопытные опыты.
Сейчас потрем шарик о голову, произнесем волшебные слова, поднесем его к тарелке с геркулесовыми хлопьями и. хлопья подлетели к шарику.
Вывод: маленькие частички из которых состоит все-все-все на свете, называются атомы, они могут быть положительными и отрицательными, послушными и вредными. Частички с одинаковым зарядом -отталкиваются, а частички с разным зарядом -притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным, теперь если его поднести к хлопьям у которых заряд положительный-они притягиваются друг к другу. Если шарик отнести, то хлопья падают обратно.
6. Башня плотности.
Сегодня Мия приготовила с мамой дома для вас сюрприз. Она сама покажет вам очень интересный опыт, который называется «Башня плотности».
Что такое плотность? Давайте разбираться.
Всё предметы состоят из разных материалов - дерева, металла, пластмассы, бумаги и т. д.
А материалы состоят из атомов - маленьких частичек. В некоторых материалах атомы расположены далеко друг от друга. В других - близко. (показать на примере фасоли)
-Как вы думаете, какой из них более плотный?Тот, где атомы ближе, а тот, где атомы далеко друг от друга - менее плотный. Говорят, что у первого плотность большая или высокая, а у второго - маленькая или низкая плотность. ?Итак, плотность есть у всего, и у воды тоже.
В трех стаканчиках налито мыло, вода, масло. В приготовленную пробирку наливаем жидкости.
-Налить жидкое мыло в стакан (желательно не касаясь стенок.
-Наклонив стакан, аккуратно налейте воду.
-Добавьте растительное масло
Этажерка из жидкостей -готова.
Вывод:разные жидкости имеют разную плотность. Что расположенные слои не смешивались, необходимо наливать жидкости в порядке убывания показателей плотностью
Спасибо большое Мия. Нам всем очень понравилось. Я думаю в следующий раз, вы тоже захотите нам показать увлекательный опыт приготовленный с родителями.
Наше путешествие подошло к концу, вы все очень мне помогали, спасибо вам. Сегодня мы многое увидели и узнали. Давайте вспомним, что делали и кому какой опыт больше всего понравился и запомнился. (спросить каждого ребенка)
Вам понравилось? Будем еще экспериментировать, проводить опыты? А теперь пора сказать волшебные слова и снова превратиться в детей. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!
До новых встреч!