лидия литвинова
Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию.
Публикация «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ранняя
профориентация заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в
том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, привить уважительное
отношение к результатам чужого труда, чтобы облегчить ему самостоятельный
выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в
детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем
возрасте.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
III. Совместная деятельность взрослого и реб нка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Так же, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть обозначены
мастерские, где ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать,
сравнивать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и
самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую
среду с учетом специфики каждой профессии и создает условия для игрового
сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий,
представить, какие могут быть профессии будущего.
Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами,
нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания.
Включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, каменщик,
крановщик, плотник, штукатур-маляр.
Мастерская «Мир на дорогах»- представлена игровыми стендами, площадкой со
знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей всех
видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ,
автомехаников.
Мастерская «Спасательная служба». Представлена центром юного Пожарника,
службой МЧС, медицинскими работниками и игровыми центрами в группах.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС
специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями,
детской литературой, художественным материалом и т. д.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.