Лилия Зырянова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных во ФГОС ДО, является «социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников – важная задача профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Для организации профориентационной деятельности я использовала следующие формы работы: – информационная работа (рассказ и чтение художественной литературы на соответствующую тему); экскурсии, встречи и знакомства с представителями разных профессий, которые являются одним из наиболее эффективных способов помощи в профориентации, так как помогают наглядно, а не на словах, ознакомиться с трудовой деятельностью; виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации на выбранную тему; – подготовка наглядного материала: фото людей разных профессий, газет и рисунков;
– игровая форма – сюжетно-ролевые игры, имитирующие профессиональный мир. – румбокс Важно помнить, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны те формы, которые сочетают в себе разные виды деятельности, а также соответствуют их возрастным особенностям.
При разработке проекта я решила познакомить детей с профессиями, которые находятся в учреждении ДОУ. С первого кого мы начали – это профессия «повар».
Задачей этого знакомства было: понять значимость профессии повар, узнать особенности труда, познакомиться с орудиями труда, профессионально важными качествами повара, оказать помощь в самоопределении. Но перед тем как начать знакомство с профессией повар мы поговорили о том, как попадают продукты на кухню. И сами поучаствовали в копке картошки для нашей кухни
и принесли ее туда.
Я пригласила детей на экскурсию на кухню там мы узнали : для чего нужна посуда, зачем кастрюли такие большие,
какие предметы помогают повару в работе, что было приготовлено на обед,
как составляют меню. Узнали о рабочем дне, во сколько работа начинается, какие обязанности, во сколько заканчивается. Какие ещё обязанности есть у повара.
Какими качествами должен обладать повар.
После экскурсии мы поднялись в группу и «превратились» в маленьких поваров. Я заранее приготовила для детей соленое тесто, скалки, стеки, досточки, формочки и предложила детям постряпать печенье, булочки и т. д.
Дети с удовольствием взялись за дело.
Дети с большим интересом участвовали в проекте. Пополнили свои знания о профессии «Повар», ответили на ряд вопросов по данной теме: какими качествами должен обладать человек данной профессии, какие учебные заведения нужно окончить, чтобы стать поваром; историей кулинарного дела. При подведении итогов некоторые дети высказали мнение о том, что в будущем хотят стать поваром и открыть свой ресторан.