Оксана Кравченко
Работа учителя на уроке на всех этапах постановки звука у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа школьников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
• развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
• последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
• профилактика речевых нарушений.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Публикация «Работа учителя на уроке на всех этапах постановки звука у ребенка» размещена в разделах
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
(Выполняется перед зеркалом. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)
Губы:
1. Вытянуть — растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать — отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок», а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Губы округлить слегка вытянув вперёд, чтобы получился «рупор», уголки рта не соприкасаются.
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания. Нужно чтобы язык был расслабленным и широким. Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку губами произнося «пя-пя-пя».
2. Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
3. Совершать языком круговые движения (облизать губы).
4. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
5. «Лошадка» (присасывание языка к верхнему нёбу и щелкание).
6. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д.», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Нащупай языком за верхними зубами бугорки и ударяй в них кончиком языка.
7. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Нащупай языком за верхними зубами бугорки, подними язык и дуй на язык.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие общей моторики.
Упражнения на повышение уровня активации.
Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.
2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.
4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.
В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.
Упражнения для развития пространственных представлений.
1. Графические диктанты на листочках в клеточку.
2. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.
3. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)
Упражнения на развитие мелкой моторики
Нужно сделать карточки с изображениями разных предметов ( например: домик,
дерево, машинка и так далее) и обклеить их контуры бархатной бумагой, нитками для вязания. Суть игры: ребенок по очереди всеми пальцами прведодит по контуру фигуры, затем добавляются мелкие предметы (фасоль, горох, камешки, бусенки, которыми необходимо выложить этот контур. Игра повторяется.
КОНСТРУКТОР
Величина деталей и “сложность конструкции” зависят от возраста ребенка, начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
ЗОЛУШКА
Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Пальчиковые игры
Суть упражнения состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. Можно подобрать речевой материал: стихи,рассказы.
Зайчик
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
Человечек
бегаем указательным и средним пальцами по столу
Кошка
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
Ёжик
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
Коза рогатая
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
Бабочка
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - “бабочка летит”
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Комплекс:
1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2. Сдуть бабочку с кончика носа.
3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
5. Вертушка, губы.
6. Ракета
Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Часто дети с нарушением речи не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).
Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
***
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Игра «Телеграф»
Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даё те телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
Коррекция звукопроизношения
1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками :
Вой ветра — УУУ.
Плач младенца — УА, УА, УА.
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ.
Писк поросенка или мышонка: И, И, И.
2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое, утрированное произнесение) :
Мычание коровы — МУ, МУ, МУ.
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ.
Лай собаки: АВ, АВ, АВ.
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА.
Кудахтанье курицы — КО, КО, КО.
Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА.
Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ. ; ПА, ПА, ПА. ; ДУ, ДУ, ДУ.
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС.
Звук подлетающего комара : ЗьЗьЗь.
Шуршание листьев: Ш Ш Ш.
Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК.
Уханье филина — УФ, УФ, УФ.
Рычание дикого зверя: РРР.
Крик петуха — КУКАРЕКУ.
Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.