Олейник Яна
Работа социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении
«Работа социального педагога с семьями находящимися в социально - опасном положении»
Слайд (1)
Приветствую Вас, уважаемые коллеги!
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так.
Слайд (2)
Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Слайд (3)
Публикация «Работа социального педагога с семьями, находящимися в социально-опасном положении» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья в социально-опасном положении – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху.
Существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи : проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.
Слайд (4)
Существует следующая классификация неблагополучных семей:
Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей.
Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, и т. д.)
Слайд (5)
Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, уход за младшими детьми.)
Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни.
Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних.
Слайд (6)
Социальный педагог при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Свою работу с семьей мы проводит поэтапно. Эффективность этой работы зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
Слайд (7)
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
На первом этапе проводится социально – педагогическая диагностика семьи.
Изучается микроклимата в семье, стили воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучаются взаимоотношения между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
Слайд (8)
2-й этап. Обработка результатов социально-педагогической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
1. Социально-экономические
2. Медико-социальные
3. Социально-демографические
4. Социально-психологические
5. Психолого-педагогические
6. Криминальные
Слайд (9)
3-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
Социальный педагог в работе с семьей использует различные формы и методы. Специалисты работают с родителями как индивидуально, так и группами использую такие методы как:
Методы перевоспитания
Метод самовоспитания
Метод социометрии
Метод мониторинга
Метод генерации настроений
Метод убеждения
Метод «поиска ресурсов»,
Метод «выстраивания будущего»,
Метод «прошлых воспоминаний»,
Семейное консультирование.
Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей при работе с семьей следующие :
- «Что будет с Вашей семьёй через год?. А через пять лет?»,
- «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?»,
- «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?»,
-«Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
В работе с неблагополучными семьями социальный педагог использует множество различных методов, и их выбор индивидуален для конкретной отдельной семьи.
С целью педагогического просвещения родителей в рамках программы «Семь-Я», модуль «Школа для родителей» с родителями воспитанников проводятся: круглые столы, групповые встречи и др.
Ежемесячно разрабатываются буклеты, памятки и педагогические рекомендации для родителей и детей на различные темы.
Слайд (10)
4-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Общим результатом успешной работы с родителями является создание и поддержание в семье коррекционно-развивающей среды для реализации возможностей развития ребенка.
В завершение хотелось бы отметить что, проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей работе, невозможно решить за короткий срок и быстро получить положительную динамику, так как у родителей данной категории, как правило, нет желания и возможностей преодолевать проблемы, вставшие перед ними. Но, несмотря на это, деятельность педагогов учреждения нацелена на то, чтобы каждая семья реализовала свой шанс достойно выйти из трудной жизненной ситуации и начать новую страницу своей жизни.
Слайд (11)
Спасибо за внимание!