Рита Владимировна Слободчикова
Работа с родителями в рамках инновационной площадки посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Данная разработка содержит текст моего выступления на заседании муниципальной ассоциации педагогов Иркутского районного муниципального образования по направлению "Социально- коммуникативное и речевое развитие детей.
В сообщении представлены: ключевая идея гражданско-патриотического воспитания, реализация инновационной площадки через проектную деятельность (основные результаты).
Публикация «Работа с родителями в рамках инновационной площадки посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать вам о работе с родителями в рамках инновационной площадки, через проектную деятельность :
(Cлайд 1)
Наш детский сад с 2022 года имеет статус Федеральной инновационной площадки Российской Академии образования, часто принимает активное участие в работе педагогических форумов, достойно представляет опыт работы нашего образовательного учреждения в нескольких направлениях.
(Слайд 2)
В инновационную площадку входят несколько направлений :
1. Непрерывное образование
2. Ранняя профориентация
3. Технологическое направление
4. Гражданско-патриотическое направление
Я бы хотела рассказать о системе работы гражданско-патриотического направления, который мы реализуем через проектную деятельность.
В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО. Что же такое проект? Существует много определений проекта. Поскольку речь идёт о проектной деятельности в дошкольном учреждении, вот примеры высказываний педагогов:
1. По мнению Виноградовой Н. А и Панковой Е. П., проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
2. Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Таким образом, в дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей.
(Слайд 4)
Краткосрочные социокультурные патриотические проекты представляют собой совместную деятельность педагогов, детей и родителей МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в жилом комплексе «Луговое»», наши проекты разработаны с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей дошкольной образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, и нацелен на создание условий для формирования у дошкольников социально-значимых патриотических ценностей, уважения к традициям и культуре страны, истории России и родного края.
В нашем саду воспитатели принимают участия в информационно-практико-ориентированных патриотических проектах, где активными участниками являются не только воспитанники нашего сада, но и родители.
(Слайд 5)
Участие родителей в проектной деятельности это один из способов организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Ведь участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам, расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания дети начинают относится к родителям как к источнику знаний и опыта.
Чтобы родители с желанием и заинтересованностью участвовали в проектах, является понимание ими сути проектной деятельности. На собраниях мы объясняем родителям, что вся работа по проекту делится на 3 этапа :
1. Подготовительный этап.
2. Практический этап.
3. Заключительный этап.
На каждом этапе организуется определенная деятельность участников проекта. На первом этапе мы мотивируем родителей к участию в проекте : оформляем информационный уголок по теме проекта, раздаем памятки. Проводим опрос, что могут предложить сами родители и какую оказать помощь. На втором этапе проводим индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения их к изготовлению: поделок, макетов, коллекций, газет, книжек-малышек, презентаций, мини-сообщений, материалов в мини-музей.
Подводим к тому, чтобы они вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет-ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ.
(Слайд 6)
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают увлекать своих родителей тоже что-то делать и принимать посильное участие в деятельности.
Тематика и содержание наших проектов очень разнообразна, мы предпочитаем использовать в своей работе комплексные проекты, в которых сочетаются разные виды деятельности детей.
(Слайд 7)
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Детский сад и семья должны рука об руку вести детей, воспитывая и обучая. Семья своей любовью дает ребенку чувство защищенности и семейно-бытовой опыт, а воспитатели являются помощниками родителей в их руках, дети становятся любознательными, активными, творческими.
(Слайд 8)
Очень важно привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо-эмоционального развития, подготовки детей к школе в рамках занятий в детском саду, можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки.
(Слайд 9)
Наши результаты работы с родителями в рамках
инновационной площадки :
1. Родители из «наблюдателей» стали активными участниками проектной деятельности, создана атмосфера взаимоуважения.
2. Семьи получают практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов, стали участниками различных мероприятий.
3. Родители стали открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи.
4. Совместная работа педагогов с семьёй способствовала созданию единого образовательного пространства для детей.
(Слайд 10)
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не просто зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься воспитанием дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Все мероприятия способствовали тому, что родители стали активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей.
(Слайд 11)
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!