Получи документы

Работа с родителями по их взаимодействию с детьми в плане коррекции и профилактики речевого развития (5 фото)

Лидия Стаценко
Работа с родителями по их взаимодействию с детьми в плане коррекции и профилактики речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

Темочки:

Таким образом, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя - логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями был составлен план с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы и методы работы.

1. Методы работы:

- анкетирование,

- индивидуальные беседы,

- индивидуально-практические занятия,

- консультации,

- совместное изготовление игр и пособий,

- семинары-практикумы.

2. Формы работы:

- общие (групповые) родительские собрания,

- «День открытых дверей»,

- совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов.

- наглядная информация и печатные издания.

Подробнее остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, эффективных формах работы.

Самая распространённая форма и метод общения с родителями - беседа, ею пользуются все учителя-логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Так, анализ результатов ознакомительного анкетирования, проведенного в МДОБУ ДС №11 «БЕЛОСНЕЖКА» Г. ТЫНДЫ позволил сделать следующие выводы:

15% - родителей не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребёнка, как правило, с ребёнком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотёк.

41% - выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребёнку возможности проявить свои интересы.

38% - родителей дают адекватную оценку состояния ребёнка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребёнка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.

6% - достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны.

Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно.

Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

Проводимые групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Разъясняю родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию учителя-логопеда. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

С родителями были проведены тематические собрания:

1. «Цели и задачи деятельности на учебный год. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и выполнению домашних заданий».

2. «Итоги коррекционно-логопедической работы за первое полугодие».

3. «Взаимосвязь работы семьи и учителя-логопеда».

Мастер-классы - вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребёнком. Мастер-классы: «Звуковой анализ слова», «Развитие мелкой моторики в быту», «Массаж ложками», «Вкусная артикуляционная гимнастика» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие мастер-классы вызывают живой интерес, радость общения.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации - эта форма работы очень важна для родителей. Преимущество этой формы в том, что, во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Поэтому в группе вывешиваю информационные стенды «Логопед и Я», «Учимся говорить красиво», папки-передвижки, буклеты, памятки, консультации для родителей: «Развитие мелкой моторики», «Книжки в вашем доме», «Развиваем фонематический слух дошкольников», «Компьютер спешит на помощь», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Игры формирующие правильное звукопроизношение», «Как превратить чтение в удовольствие», «Игры с буквами для дошкольников», «Дыхательная гимнастика для дошкольников», «Учим рифмовать» и многие другие.

Буклеты: «Артикуляционная гимнастика с картинками и стихах для всех», «Развитие речевого дыхания», «Самомассаж лица и шеи», «Нарушения чтения и письма», «Развитие речи ребёнка в семье» и другие.

Памятки: «Логопедический словарик», «Гласные и согласные звуки», «Проведение речедвигательных упражнений в домашних условиях» и др.

Работая на протяжении ряда лет, я систематизировала тематику статей в соответствии с планом работы с родителями в подготовительной группе, и пополняю их по предложению и запросам родителей. Единственный недостаток этой формы, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Выставка книг. В кабинете учителя-логопеда организована выставка книг «Для Вас, родители!», где представлена полезная логопедическая литература по коррекции и развитию речи детей, артикуляторной и мелкой моторной сферы, представлена литература с различными дидактическим и сюжетными играми. А также компьютерные игры «Домашний логопед», которые помогут родителям организовать процесс коррекции и развитие речи еще более интересным для ребёнка.

Фотоальбом – это еще один из способов взаимодействия с родителями. Рассматривая альбом с фотографиями, родители могут наглядно посмотреть, чем занимаются дети на логопедических занятиях.

Но не всегда, как показывает практика, родители могут обратиться с вопросами к учителю-логопеду. Для этого создана «Почта логопед

Работа с родителями по их взаимодействию с детьми в плане коррекции и профилактики речевого развития
Успешность совместной деятельности учителя логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной если в ней не задействована семья Развитие ребенка Консультации для родителей развития их собственного ребёнка

а» - это почтовый ящик с прорезью для складывания записок с вопросами. Родители задают вопросы через «Почту логопеда», учитель-логопед отвечает через буклеты, раскладушки – передвижки, на родительских собраниях, в зависимости от ситуации и задаваемого вопроса.

На мой взгляд, самой эффективной формой работы является индивидуальная организованная деятельность для родителей. Она проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Такую деятельность я провожу по запросам родителей: в часы работы именно с этим ребёнком. Перед занятием кратко знакомлю родителей с целями занятия и даю установку, на что нужно обратить внимание. После занятия провожу его анализ, даю рекомендации по использованию тех или иных приёмов. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка во время занятия, это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Праздники и развлечения, для участия в них привлекаются все родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Спектакли «По щучьему велению», музыкально-литературные композиции «Осенний бал», «Дружат дети всей Земли» и др., конкурсы чтецов к 8 Марта, 23 февраля, ко «Дню Победы» - прекрасная возможность для детей продемонстрировать свои достижения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

В нашем детском саду, как и других, проводятся «Дни открытых дверей». Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем ещё поработать. Я рассказываю родителям об оснащении кабинета, в каких центрах проводится работа. Родители, во время «Дня открытых дверей», задают интересующие их вопросы, с интересом разглядываю логопедические пособия.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали учителя-логопеда, захотели и смогли помочь своему ребёнку.

В конце каждого учебного года, подводя итог коррекционно-логопедической работы и в целях дальнейшего совершенствования сотрудничества с родителями, проводится анкетирование. Не все родители (17%, заинтересованы в совместной работе с учителем-логопедом, большинство родителей, 83% - удовлетворены качеством проведенной работы с родителями, 65% родителей считают наиболее эффективной формой работы - открытые индивидуальные занятия, 79% родителей готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиях.

Таким образом, при совместной деятельности у родителей формируются определенные модели поведения с ребёнком, и взаимоотношений в семье, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Использование балансировочного комплекта Ф. Бильгоу для коррекции речевого развития детей методом мозжечковой стимуляцииИспользование балансировочного комплекта Ф. Бильгоу для коррекции речевого развития детей методом мозжечковой стимуляции Балансировочная доска является для детей игровой формой работы, стимулирующие их к достижению цели упражнения, способствующие развитию,.

Рекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителямиРекомендации из опыта работы воспитателя по взаимодействию с родителями Предлагаю вашему вниманию некоторые советы из опыта составления перспективного планирования работы по взаимодействию с родителями. " План,.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями по их взаимодействию с детьми в плане коррекции и профилактики речевого развития
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 13:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с родителями по их взаимодействию с детьми в плане коррекции и профилактики речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Стаценко (УИ 701604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД